Новости Крыма - крымская служба новостей

Проект Новости Крыма, логотип ©

«Синани-Фест-2009»: к истокам «водолазизма»

08.10.2009

Третий международный фестиваль поэзии «Синани-фест» вот-вот начнется, и пока еще есть время на предыстории, можно узнать немало интересного о его организаторах — антилитературном объединении «Водолазовы братья и сестры». Точнее, побулькать жабрами с главной Сестрой и, по совместительству президентом «Синани-феста», Натали Вассер-Лазовой

Водолазы, или просто веселые ребята?— Меня последнее время часто спрашивают: группировка «Водолазовы братья и сестры» — это что? Дайвинг? Религиозная секта? Окололитературная мистификация? Почему люди, третий год подряд организовывающие литературный фестиваль «Синани», носят такое странное для организаторов название?Наверное, пришло время рассказать, что у истории появления «водолазов» имеются глубокие культурно-исторические корни. И, если усиленно «копать» тему, можно обнаружить, что многие известные люди разделяли «водолазизм» нынешних «братьев и сестр».А конкретно в «водолазном Крыму» имеется мощный отклик эпохи советского героического романтизма. Вспомните события 1931 года. Создание в Балаклаве секретного подразделения ЭПРОН — экспедиции подводных работ особого назначения. Благодаря ей, профессия водолаза во всем СССР была также популярна, как профессия летчика. Аббревиатуру ЭПРОН знали в свое время также хорошо, как ГОЭЛРО.Тема «подводных работ особого назначения» увлекала самых видных и знаковых в творческом отношении людей. Всем хорошо знакома скульптурная композиция Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» — визитка нового советского человека для всего мира, выражавшая идею времени: головокружительный прорыв, динамика невиданных созидательных перемен, романтика и пафос пути победителя. Однако мало кому известно, что до создания «Рабочего и колхозницы» Мухина работала над другим образом, исполненного теми же качествами, — она создавала ЭПРОНовца. Судя по ее дневникам, она хотела выразить образ «рыцаря морских глубин, закованного в латы скафандра».Так что подоплека «водолазной» традиции в Крыму — давняя история.Только ли в Крыму витает особый дух «водолазизма», или за Перекопом тоже есть водолазова жизнь? — Несомненно! Шагнем за пределы полуострова и заглянем в более ранние времена. Во времена жанра басни, этого мирского ребенка от церковной проповеди. У Крылова есть басня «Водолаз», которую одни критики называют откровенно слабой, другие кладезем мудрости. В ней рассуждается на тему «многия знания — многия печали» и рассказывается о некоем царе, который обратился за советом к мудрецу, а тот, в свою очередь, рассказал монарху притчу об индийском водолазе-ловце жемчуга, который нырнул к самому дну в поисках сокровищ. И, разумеется, — погиб.Можно сказать, что совет Крылова «Водолазовы братья и сетры» не просто приняли к сведению, а к самому, что ни на есть воодушевленному исполнению. Никогда в водолазовых текстах «ВБС» не было губительного интеллектуализма, наоборот — они всегда стремились к наиву и простоте школьного сочинения. Но что за этим наивом скрывается, понимает только посвященный.Ну, Крылов — человек из другого времени, а кто из более современных авторов шалил ластой на глубинах русской литературы?— Примеров, простите за водолазову терминологию, пруд пруди. Сергей Есенин, кстати, проговорился однажды о скрытой и в метафизическом смысле даже эзотерической работе водолаза на пространстве общения поэта со своим внутренним Я. Откуда у поэта деревни всплыла водолазовая состовляющая? Причем, всплыла таким загадочным образом, что обнаружила тщательно скрываемую, но, тем не менее, хорошо укорененную структуру в рамках художественного мира:«Черный человек! Ты не смеешь этого! Ты ведь не на службе Состоишь водолазовой»... Павел Лукницкий, известный более как прозаик и исследователь творчества Гумилева, автор дневниковых записей бесед с Ахматовой, показал в свое время кредо водолазизма:Я знаю: мудростью не сразуОдаривает глубина,Но все поэты — водолазы,Плененные загадкой дна.Игорь Северянин в «Сонете Серебряного века» со свойственной ему позиции говорил о внедренности, но, тем не менее, изолированности культурного героя водолазизма в условиях упадка нравственных устоев: «спускался ли в разврат, дышал как водолаз»...У Куприна, если вспомнить, в «Листригонах» есть строки: «Но самым замечательным лицом из экипажа был водолаз»... И в «Гамбринусе»: «лодочники, грузчики, водолазы, контрабандисты – все они были молоды».Высоцкий посвятил водолазам марш, исполненный традиций романтизма и героической поэтики: Нас тянет на дно, как балласты, Но мы таки легки, как фаланги, А ноги закованы в ласты, А наши тела – в акваланги... У Маршака дразнилка «Саша, Саша – водолаз! У тебя две пары глаз» с одной стороны заявляет идею как бесхитростную и непосредственную игру, но с другой обнаруживает скрытые в любом фольклоре, и в детском тоже, ритуальные, обрядовые формулы всевидения и посвященности.У Даниила Хармса совершенно замечательный рассказик о водолазах «Хвастун Колпаков» придает вектор обериутства и абсурда всей накопленной традиции упоминания о водолазах, создает уже не просто экземпляр литературного продукта, а указывает на появление мета-текста, явление семиологии.А кроме литературы, где еще оставила свой мокрый след тема «водолазизма»? — Если говорить о современной нам ситуации, то на пост-советском пространстве есть совершенно удивительный человек, известный художник Леонид Тишков. Он автор нескольких книг о «необычных существах» — небесных водолазах. Его книги и графика, пронизанные философской иронией, погружают зрителя и читателя вместе с водолазами в глубокий океан смыслов, в обитель иного мироздания.Можно также вспомнить современного нам скандально-культового писателя Виктора Сорокина, который в одном из эпизодов романа ГОЛУБОЕ САЛО описал наиточнейшим образом художественный мир «Водолазовых братьев и сестер»:На мне легкий водолазный костюм ультрамаринового цвета. Маска сдвинута на голову. Под свинцовыми подошвами хрустит свежевыпавший снег. Главный театр страны ярко освещен. Вокруг — народ в водолазных костюмах всевозможных форм и расцветок. Я поднимаюсь по ступеням, встаю слева между второй и третьей колоннами, смотрю на водонепроницаемые часы. 19.22. Маши нет. Вокруг снуют поскрипывающие люди: костюмы рифленые, в обтяжку, с напуском, «под кожу», «под рыбью чешую»; свинцовые туфли на шпильке, на платформе, «лодочкой», «козликом», «утиной ножкой», «корабликом», «ракушкой», «фламенко».Зал Большого театра представляет собой главный отстойник московской канализации. Люди, поверхностно знакомые с фекальной культурой, полагают, что содержимое канализации — густая непроглядная масса экскрементов. Это совсем не так. Экскременты составляют лишь 20 процентов. Остальное — жидкость. Она хоть и мутная, но при сильном освещении вполне позволяет обозревать весь зал от устланного коврами пола до потолка со знаменитой люстрой. Однако, прародители — весьма разношерстная компания, а что представляют собой непосредственно «братья и сестры», роднит ли их некая философская общность?— Философия водолазизма проста. Можно сказать, природна... Кстати, в Энциклопедии Брокгауза-Ефрона водолаз определяется как «непременно здоровый человек, приучивший свой организм к резким переменам давления и продолжительному пребыванию под поверхностью воды в особенно устроенном костюме, называемом водолазным аппаратом. Водолазом может быть только молодой человек, крепкого телосложения и без вредных привычек». Надо ли еще к этому что-то добавлять?..Как видите, историко-культурные и литературные условия для появления философии и идеи «водолазоизма» к настоящему времени сложились как нельзя роскошней... А вот ЧТО строят на этом базисе «Водолазовы братья и сестры» и почему они называют построенное «антилитературой», — это уже тема для совершенно иного разговора. Бульк!

Водолазовы Братья и Сестры

© 2024 - 2003 Новости Крыма, крымская служба новостей