Новости Крыма - крымская служба новостей

Проект Новости Крыма, логотип ©

Андрон Кончаловский: «Бабки» — страшное слово

14.09.2008

В Москве мне посчастливилось побывать на пресс-конференции знаменитого режиссера Андрона Сергеевича Кончаловского, фильмы которого любит как старшее поколение («Романс о влюбленных», 1974 год), так и современная молодежь («Глянец», 2007 год). Рассуждения мэтра «о времени и о себе» были полны парадоксов, но подкупали искренностью и глубиной

Телевидение — это стена, отделяющая людей от мира. На этой стене появляются изображения, создающие у нас иллюзию, что мы хотим это смотреть. На самом деле эту картинку навязывают всемирные корпорации. Но человек не может жить без пищи для глаз, хотя 80 процентов потока информации, которую он воспринимает, абсолютно бессмысленны.
Сегодня политическая власть в мире не слишком велика — власть политики заменяют транснациональные компании, которые вмешиваются в международные дела и могут диктовать государствам, какую политику проводить. Достаточно какой-нибудь международной компании выдернуть штепсель, как в стране начнется забастовка и рухнет правительство.
«Бабки». Страшное слово.
Всё деньги. На мой взгляд, все, что происходит сегодня, связано с деньгами. В свое время знаменитый сенатор Морриак сказал, что ХХ век будет веком футбола, вернее, спорта. Но он ошибся на век. Нынче Том Круз стоит меньше, чем Дэвид Бэкхем, и знаменитые футболисты бОльшие звезды, чем любые звезды любой поп-культуры. Это связано с тем, что спорт является более демократическим (в худшем и в лучшем смысле) и поэтому приносит больше денег. Ну, как говорится — за что боролись, на то и напоролись. Мы боролись за свободу. Мы ее глотаем.
На мой взгляд, западная цивилизация исчерпала себя. Современная культура подменила художественную ценность рыночной стоимостью. Это можно видеть, скажем, потому, что полотно Энди Уорхолла, на которое он просто помочился, продается за 10 миллионов долларов. Как сказал Сальвадор Дали: «Я богат потому, что мир полон кретинов». Это показывают современные «инсталляции», что мир полон кретинов, если они считают это искусством.
Большой художник всегда имеет нравственный идеал. Массовая культура не имеет высокого нравственного идеала. Как только она получит высокий нравственный идеал — это будет шедевр.
Если человеку создать благоприятные условия, то он становится животным. Человеку, чтобы он оставался человеком, нужны неблагоприятные условия. В разумных, конечно, пределах. Человек, к примеру, активно работает, только когда ему холодно. Почему вокруг экватора три тысячи километров пояса абсолютной нищеты? Там же тепло. Лежишь, банан с дерева упал, ты его съел, работать невозможно, потому что очень жарко. А где прохладно, где можно согреться работой, там и возникает нормальное буржуазное общество. И государство должно создавать этот баланс между благоприятными и неблагоприятными условиями.
Ведь государство не создано для того, чтобы заботиться о народе.
Это большая иллюзия. Государство создано для того, чтобы помешать человеку стать животным. Государство ограничивает жадность человека, его инстинкты. Человека можно поднять с колен только пинком под зад…
К сожалению, упадок русской культуры связан с тем, что обилие информации медленно съедает духовный опыт человечества. Опыт не прибавляется, а исчезает. Чем больше информации, тем меньше смысла. Интернет — это помойка, телевидение — помойка, «Макдоналдс» — помойка. Ведь эта американская поп-культура, которую сегодня так активно насаждают всему миру, не имеет ничего общего с американской культурой.
Не нужно думать о том, что духовность — это обязательное бессребреничество. Это страшная ошибка — олицетворять деньги со злом, а духовность — с добром. Душа может быть черной, а деньги могут быть чистыми.
Антон Павлович Чехов сказал: «Никто не знает настоящей правды». Это великая фраза, которая меня шибанула страшно. Чтобы ее произнести, надо быть очень мужественным человеком. А вторую вещь сказал Эйнштейн: «Девяносто девять процентов реальности, окружающей нас, нам непонятны и неизвестны».
Поэтому, конечно, можно, встав утром, проигрывать день, следующую неделю и даже месяц вперед, рассчитывая, что мы поедем, предположим, кататься на лыжах. Это то, что мы знаем. А Бог-то располагает совершенно по-другому, и четко запланированный день оказывается совсем не таким, как хотелось. Человеку свойственно быть этим обстоятельством недовольным. Возникает замкнутый круг недовольства: все не так. И человек расстраивается. А глупо расстраиваться-то. Надо быть открытым всему, что может с тобой произойти.
Чтобы отучить воровать, говорить надо не о честности. Честности научить нельзя. Что воровать плохо, знают все. Надо научить народ уважать деньги. И уважение к деньгам — во всем мире одна из очень важных этических форм демократии.
А у нас деньги сегодня — эквивалент ловкости, а не таланта, того, кто сколько успел спереть. Тем больше тех, кто в этом преуспел и презирает народ.
Надо выбирать между возможным и невозможным, а не между желательным и нежелательным.
К сожалению, в русской философии больше всего ценится бескомпромиссный человек, этакий идиот. Чехов же замечательно говорил: «Я ненавижу честных людей». Бескомпромиссные люди, как правило, тупые. Компромисс — это животворящая сила демократии. Вся демократия строится на компромиссе. Свободный человек всегда ищет компромисса. Надо быть рабом, чтобы стать принципиальным до конца. Компромисс — нормальная вещь. Другое дело — во имя чего. Кто-то из великих замечательно сказал, что когда речь идет о судьбе режима и детей, то бог с ними, с принципами.
Рахманинов и Чехов — вот два человека, с которыми я веду постоянный внутренний диалог.
Автор: Сергей Сардыко

Ялтинский курьер

© 2024 - 2003 Новости Крыма, крымская служба новостей