Новости Крыма - крымская служба новостей

Проект Новости Крыма, логотип ©

Увези с собою лето

26.07.2008

Подарки для родни, которые отдыхающие увозят из Ялты, не меняются годами: фрукты в плетеной корзинке, массандровские вина, бусы из крымских самоцветов... К сожалению, многие гости спохватываются с опозданием, когда денег остается только на календарик с видом Ласточкина гнезда. И тут на помощь приходят бабушки, предлагающие наборы эфироносов. Чего только нет у уличных торговцев — от розового масла до масла никому неведомого иланг-иланга

Даже Никитский ботанический сад — признанный законодатель мод в отрасли — освоил выпуск всего двух десятков эфирных масел. У старушек в продаже 32 вида. Каким образом удается им побить рекорд ученых — непонятно, не иначе как сами с академической степенью.
В ценах на вино, хотя и с большим трудом, приезжие научились разбираться. Понимают, что бутылка знаменитого муската белого Красного камня не может быть приравнена по стоимости к бутылке водки. Откуда же такое непреодолимое желание купить «лето в пробирке» за трояк? Грамм настоящего розового масла стоит на мировом рынке 5 долларов. Вам сколько накапать?
Вывод прост: лучше приобретать продукцию в фирменных магазинах, с рук ничего не брать!
Дело не только в напрасных денежных расходах, здоровье — не плацдарм для экспериментов. Технология производства эфирных масел настолько сложна, что любое отступление от нее грозит неприятностями. Самое простое наказание — аллергия, а если вы делаете полоскание горла или добавляете фальшивые ароматические вещества в чай, то опасность резко возрастает.
Может ли быть качественным лавандовое масло, если сырье для него собирают не на экологически чистых плантациях, а у дороги к грузовому порту. Грузовики здесь снуют один за другим, пыль и выхлопные газы оседают на цветах, содержание тяжелых металлов в почве, по заключению экспертов, в 500 раз выше предельно допустимой нормы. Хороший кому-то готовится подарочек для ванн, массажа и ингаляций. Что же касается эфирных масел из цветов апельсина или кокоса, долгие комментарии излишни. Пальмы на Южнобережье есть, как и пальмовое масло, а кокосов отродясь не водилось. Ничего не вышло и с разведением апельсиновых рощ, в эпоху Сталина все попытки провалились — деревья вымерзли.
Специалисты рекомендуют такой способ определения качества эфирных масел: капнуть на бумагу и посмотреть на результат. Если капля испаряется без остатка, не оставляя следа, то можно быть спокойным. Впрочем, и эта методика может давать сбои.
Ароматы на выбор
Сотрудники Никитского ботанического сада работают в тесном контакте с коллективом Крымского республиканского научно-исследовательского института физических методов лечения и медицинской климатологии имени И. М. Сеченова.
Достижения дружного тандема хорошо известны и на земле (что вам подтвердят в любой здравнице, имеющей ингаляторий), и под водой (композиции из запахов растений и цветов апробированы на подводных лодках), и в космосе (примечательна оценка французского космонавта Жана-Лу Кретьена, летавшего на станции «Салют-7». В своем интервью сразу после приземления он сказал, что без ароматов крымских растений не смог бы столь эффективно работать на орбите). Поиск ялтинцев получил высокую оценку на конгрессах Всемирной федерации бальнеологии и климатолечения, международных симпозиумах «Нетрадиционное растениеводство, экология и здоровье».
Фармакологические свойства эфирных масел проверены не раз. Они обладают противовоспалительной, антимикробной, противовирусной активностью, оказывают положительное воздействие на сердечно-сосудистую и центральную нервную системы, обладают стимулирующими и болеутоляющими свойствами.
Известно, что лаванда спасает от бессонницы, ромашка снимает напряжение, бергамот поднимает настроение. Эмоциональному подъему способствует смесь «Бодрость» из эфирных масел мяты, лимона, герани и сосны. Особые наборы есть для детей.
Ныне испытываются культуры, эфирные масла которых пока редко применяются. Это бессмертник итальянский и иссоп лекарственный, монарда дудчатая и чабер горный. Селекционеры вывели высокопродуктивные сорта этих растений с повышенным содержанием биологически активных веществ.
У Станислава Лема есть шутливое замечание: «Людям, как и козам, нужна трава, только козы понимают это лучше!». В траве разбираться сложно, в ароматах растений — тем более, и все же, если очень захочется — то получится.
Зеленая аптека
По одной из версий, термин «ароматерапия» родился во Франции. В начале ХХ века в лаборатории химика Рене Мариуса Гаттенфоса произошел взрыв. Ученый сильно обжег руки. Благо, рядом оказался сосуд с лавандовым маслом. Рене использовал это средство и был впоследствии удивлен результатом: раны зажили быстро, без боли и шрамов.
В первую мировую войну химик использовал различные эфирные масла в госпиталях и всегда добивался успехов. Хотя не стоит все приписывать ему. Еще до нашей эры древние египтяне и греки умело применяли эфирные масла и запахи растений, различные снадобья для лечения болезней. Толковые рецепты обнаружены на шумерских глиняных табличках, которым уже пять тысяч лет.
В своей книге «Ароматерапия» в 1928 году Рене Гаттенфос писал, что врачи поражены тем многообразием душистых веществ, которые могут использоваться в лечебных целях, и огромным разнообразием их функций. В будущем их роль резко возрастет.
Прав был ученый, так и случилось. Добрых слов заслуживает книга специалистов Крымского республиканского НИИ физических методов лечения и медицинской климатологии имени И. М. Сеченова, комбината «Крымская роза» и Никитского ботанического сада «Ароматерапия. Профилактика и лечение заболеваний эфирными маслами», которую профессионалы называют «новой страницей во многовековой истории».
Нам все карты в руки! На полуострове около 200 лекарственных растений, начиная с известных всем шалфея, мяты, кориандра, лаванды. Масла из них и вошли в основу уникального препарата «Полиол», созданного ялтинцами. Новинка защищена авторскими свидетельствами. Состав препарата содержится в секрете, это ноу-хау ученых. Специалистам было из чего выбирать, причем не боясь конкуренции. Ведь только на Южном берегу Крыма растет около 100 эндемичных растений, то есть встречающихся только здесь и больше нигде.
Тяга к лекарственным растениям и маслам растет. Связано это не только с подорожанием химических антибиотиков в аптеках. Специалисты все резче говорят о том, что они далеко не безобидны. По этому поводу Гиппократ замечал: «Медицина есть искусство подражать природе». Вот мы и возвращаемся к своим истокам — великой зеленой аптеке.
Есть идея!
«Наверху» для Ялты нередко придумывают иллюзорные проекты — то Монте-Карло здесь хотят организовать, то крупную нефтеперевалочную базу, то яхт-клуб для миллиардеров. Основой же экономики, по мнению думающих экспертов, могут стать три «кита»: курорты, виноград и лекарственные растения. Все остальное можно найти в других регионах.
После войны в крымском издательстве вышла забавная книжка «Тайна стонущей пещеры». Рассказывалось в ней о засылке на полуостров матерого шпиона со взрывчаткой. А подорвать он собирался фабрику, осваивающую производство духов на основе местных эфироносов. Мировые акулы бизнеса забеспокоились, что наши духи напрочь затмят славу французских.
Много времени утекло с тех пор, но уровня «Шанели» мы так и не достигли. Даже совместная украино-французско-египетская фирма, созданная в Крыму и обещавшая завалить нас духами и одеколонами под названием «Уи», провалилась. «Уи» — значит «да». Рано сказали.
Не стоит отказываться от замысла, надо только сменить «направление главного удара». Хорошо, конечно, что в Никитском ботаническом саду умудрились получить очередное эфирное масло — чайного дерева. Препарат помогает в борьбе с бронхолегочными и кожными заболеваниями, используется для лечения ожогов и инфекций.
Однако чайное дерево растет в основном в Австралии, австралийцев, как и французов с их «Шанелью», мы не догоним. Выиграть можно на брэнде, если его как следует «раскрутить». Как он будет называться, «Вечерняя Ялта» или «Ялтинская ночь», неважно, главное, чтобы каждый отдыхающий понял: без этого эфирного сувенира отъезд невозможен.
Гости обожают жить воспоминаниями, поэтому и готовы с утра до вечера фотографироваться у каждого цветущего куста. Надо дать им возможность увезти не только картинки ялтинского лета, но и его чарующий запах.
Смесь «Бодрость» — название абстрактное, уж чего-чего, а бодрости у нас с избытком — за годы реформ таких дров наломали, за весь ХXI век не разберемся в буреломе. Не хватает самого простого — любви, нежности и лирики...

Владимир Куковякин

© 2024 - 2003 Новости Крыма, крымская служба новостей