Новости Крыма - крымская служба новостей

Проект Новости Крыма, логотип ©

Сашка в люди выйдет!

18.07.2008

Родиться в Одессе, да вдобавок на Малой Арнаутской — в любой человеческой судьбе событие знаковое. Такой яркий (а как же иначе) индивидуум уже с младых ногтей нигде, никогда и ни при каких обстоятельствах не пропадет

Отовсюду выплывет, выползет, выскочит, выпрыгнет. Из любой трудной ситуации! Он ведь буквально заговорен и заряжен мощной энергией факта и места рождения. В общем, Малая Арнаутская как центр мироздания равных себе на планете не знает. На этой улице являют миру свой лик и испускают первый ужасающий крик только великие люди. Величины, правда, бывают разные. От знаменитых юмористов до наилучших сапожников, от известных ученых, поэтов и художников до разудалых рыбаков, которым, как два пальца об асфальт, между делом привести в Одессу шаланду, полную кефали. Да и вся контрабанда, как известно, испокон века делается на этой улице.
Вот и Саша Семенов, родившийся на Малой Арнаутской в 1949-м, с детства слыл далеко не ординарным ребенком. В возрасте четырех лет одесский бутуз уже постоянно что-то мастерил, строгал, выпиливал и точил. Домики из спичек клеил (это увлечение сохранилось надолго), фигурки деревянные и глиняные ваял — руки всегда были при деле, а значит, и головенка кумекала. Соседи восхищенно качали головами: таки Сашка у нас в люди выйдет! А он всегда мечтал о перочином ножике, которого почему-то в детстве у него не было.
Семья жила по-советски. Как все. Отец был довольно известным специалистом по стальным конструкциям. И когда партия сказала: «Надо!», он ответил: «Есть!», и вся семья — папа, мама, Саша, его братик и сестренка — без тяжести в душе снялась с насиженного места и рванула в казахский город Кокчетав, туда, где бескрайние степи, где пьют кумыс и умиротворенно-заунывно поют мудрые акыны.
Казахстан в то время стремительно индустриализовался, инженеры здесь требовались, как воздух, оттесняя на пятый план пастухов — Героев Соцтруда и даже трактористок-ударниц. Путь молодого человека с математическим складом ума, конструкторской жилкой и тогда уже «золотыми руками» был предопределен раз и навсегда: поступление в Карагандинский политех было таким же естественным, как восход солнца на Востоке.
«Не кочегары мы, не плотники , а мы монтажники-высотники!» — пел в стройотрядах вместе с однокурсниками. И допелся до кокчетавского треста «Стальконструкция», куда его распределили после окончания политехнического института, к тому времени окончательно и навсегда влюбившись в студентку Веру и свою профессию. Их, жену и работу, никогда не предавал, оставшись верным им по сей день.
Профессионал своего дела, по трудовому законодательству (условиям труда) рано вышедший на пенсию, он предпочел свое дело продолжить и продолжает на Южном берегу Крыма заниматься возведением металлических конструкций. Именно сегодня это направление в строительстве чрезвычайно востребовано, и не только в Большой Ялте. А коль скоро человек имеет, ко всему прочему, огромный опыт, то цены ему с не менее тертыми калачами-коллегами не сложишь, на сивой кобыле не объедешь, палец в рот не положишь (помните, с какой он улицы?).
В советские времена его бригада монтажников, состоявшая из 45 асов-высотников, монтировала сложные объекты от Алушты до Фороса и слыла непревзойденной в системе «Стальконструкции» (широко раскинулась сфера интересов весьма далекого от здешних мест кокчетавского треста). Предприятие называлось Ялтинским участком «Стальконструкции», и его возглавлял молодой и амбициозный в хорошем смысле этого слова Александр Семенов, которого кто-то где-то заметил и пригласил переехать на постоянное место жительства и работы в город у Черного моря. Прислали специальный вызов из Ялты. Не привыкать. Да и родная Одесса не так уж далека. К близким съездить — не вопрос: не из Казахстана несколько суток поездом телепаться.
Жизнь летела быстро, как чайка над морем, замирая только на опасных поворотах или, напротив, в счастливые моменты — когда рождались сын, а позже — дочь. Когда по уникальному проекту «Ленгипротеатра» строили не имевший где бы то ни было аналогов стальной каркас будущего театрально-концертного зала «Юбилейный» (имя придумывали в горкоме партии, на другое фантазии не хватило). Крыша в форме раздвигающихся лепестков, другие смелые инженерные архитектурные решения — все это восхищало современников, включая зарубежных специалистов.
Кровля веерного типа, которую начали делать в 1986-м, сдвигалась-раздвигалась над «Юбилейным» не один год. Она требовала тщательного ухода и присмотра, но когда начала рушиться огромная страна, и у «колосса на глиняных ногах» подломились, казалось бы, прочные конечности, стало не до театрально-концертных крыш. Быть бы живу...
Теперь, чтобы восстановить, запустить в действие уникальный механизм, в котором маленькие тележки над лепестками ездят по так называемым полушпалкам (эдакие «паровозики» кружат каждый по своей дорожке и вместе они создают эффект раскрытия-закрытия гигантских лепестков), необходимо провести серьезнейшую реконструкцию. Надо полностью заменить сгнившие полушпалки, обновить тележки, все объединить в единую технологическую цепь, где не может быть даже микроскопических расхождений и несоответствий.
Из таких спецов, знающих, как это сделать, разве что и остался чуть ли не единственным Александр Леонидович Семенов.
Он произвел предварительные расчеты, предложил свой вариант практического восстановления кровли «Юбилейного», и даже в усовершенствованном виде. Пока в ответ выпячивают нижнюю губу: «Проект хороший, но кто даст денег? Денег нету, Леонидыч!»
На нет и суда нет. Увяли розы, пропали грезы. Бобик сдох! Так могли бы стандартно пошутить в Одессе. А потом взять и сделать. Особенно поседевшие ребята с Малой Арнаутской. В Ялте же шутить не принято. Здесь и в Крыму в целом давно обосновались специалисты по овощам, которые любят рубить капусту, причем — без процесса ее тщательного выращивания. Она непременно должна взрасти за одну ночь, чтобы ранехонько утром — прямо под корень, и мешок на плечо. С кровлей над огромным залом так не получается. Значит, это поле остается незасеянным как «бесперспективное».
Однажды Леонидыч вспоминал как-то в вечернем глубоком раздумье далекое одесское детство, учебу в художественной школе (до 5 класса, когда семья отправилась покорять славный город Кокчетав), и чело его озарилось весьма, на первый взгляд, странным открытием. Ему вдруг до колик в животе захотелось (никто поначалу, даже жена, не поверил!) вышивать крестиком.
То ли телепередача какая-то, то ли подзабытые образы казашек-вышивальщиц с их фантастическими узорами, украшенными золотой нитью, то ли провиденье — но сердце монтажника-высотника загорелось негасимым пламенем. Случилось это в 2003 году. С тех пор покоя нет. Точнее, наоборот, он-то и появился в душе. Когда сидит у настольной лампы (неподолгу, два-три часа) и под вторым светом — люстрой, происходит волшебный процесс сотворения чуда из банальных ниток мулине. Правда, многих сотен оттенков, позаимствованных из специальных каталогов. Давно вдоль и поперек изучены соответствующая литература, энциклопедии, Интернет, получены сведения от разных людей. И уже наступило время, когда его работы, вышивки с объемным изображением, выпрашивают западные коллекционеры, в частности, недавно — богатая дама из Германии очень интересовалась и суммы предлагала достойные.
Но 22 работы, плод нескольких лет творческой мысли и кропотливого труда (в 1 кв. см — 100 крестиков!), так никому и не проданы, не отданы и остаются в сокровищнице мастера, полегоньку приумножаясь.
Признаюсь как на духу: когда вошел в комнату, где на стульях и диване Александр Леонидович выставил часть своих произведений (именно так), то рот у меня сразу и надолго открылся. Я не понял поначалу, ЧТО это? Во-первых, непохожие на когда-то виденное в музеях либо в частных коллекциях. Поначалу кажется — обычная живопись под стеклом, оформленная элегантными, в цвет, багетами и паспарту (подкладками). Но нет. При ближайшем рассмотрении объем, в отличие от обычных картин, не теряется, не огрубевает, а еще больше увеличивается, агрессивно расцветает и начинает над тобой просто издеваться своим совершенством и красотой.
Мне-то советовали найти и посмотреть «любопытные коврики», которые на досуге вышивает забавы ради некий чудак, бывший одессит, талантливейший инженер «в отставке» и вообще хороший человек.
Хороший человек отпаивал крепким кофе потерявшего дар речи (не вру!) журналиста и рассказывал, рассказывал...
— Вот иголки, видишь? Специальные. Сейчас такие и у нас продаются или заказать можно. Хорошие иголочки. Японские. Они не острые, с тупыми концами. Так надо. Вот моя личная картотека разных цветов — самая полная гамма. Пяльцы деревянные. Как и тысячи лет назад. Оттенки — именно они дают объемное изображение.
Наконец, могу связать пару слов: «Ну, а жена, родные, близкие как относятся? Случайно пальцем у виска не крутят? Да хотя красота-то какая...» «Я бы сказал, благоговеют, — улыбается Александр Леонидович. — Эта работа тишины требует, покоя. Поэтому Вера мимо ходит тихо».
Говорили долго, и мне было искренне интересно, хотя никогда бы не поверил, что меня каким-либо боком заинтересует вышивание крестиком. Что-то вроде набивания перины пухом. Так раньше ассоциировалось. Да и второй половинке мастера — Вере Георгиевне, наверное, не сразу пришло ощущение, что муж серьезным делом занялся. Она до сих пор — начальник планово-производственного отдела далекой от творческих забот организации «Ялтамонолитстрой». Однако же прониклась, поняла и зауважала.
Представляю диалог на работе: — Мой-то, зараза, все пьет, как проклятый!
— А мой вышивает.
— Тоже такой? По переулкам вечером вышивает?
— Нет. Крестиком.
Первая хлопается в обморок.
Да, чуть было не забыл: у А. Семенова в результате улучшилось зрение — на целых + 0,5!
На этом поставлю точку. Гложет какая-то зависть, что ли? Удивление опять же. Раскаяние...
Иногда определенную никчемность можно почувствовать самым нежданным образом.
Итак, для начала — утренние пробежки. Вечером обязательно — книга. Но это завтра. Или послезавтра.
Спасибо, Александр Леонидович, за очень предметный урок. Станислав Говорухин снял фильм «Так жить нельзя». Ваша серия называется «Так жить нужно!».
От автора. Как писал Сальвадор Дали, «Не страшитесь совершенства! Оно вам нисколько не грозит». Александр Леонидович Семенов, добавим перцу в тему, — замечательный кулинар, вся семейная кухня — полностью его епархия. О пикниках и вовсе говорить не приходится: его друзья вам расскажут — слюной изойдете вплоть до летального исхода.
Автор: Валерий Туров

Ялтинский курьер

© 2024 - 2003 Новости Крыма, крымская служба новостей