Новости Крыма - крымская служба новостей

Проект Новости Крыма, логотип ©

Евгений Омельковец — ветеран афганской войны: О нас вспоминают раз в году

14.02.2008

15 февраля — 19-я годовщина вывода советских войск из Афганистана

Когда попали в Афганистан? В какие годы служили? Как сложилась жизнь после Афганистана? Поддерживаете связь с другими афганцами?
— Призвали меня 2 ноября 1986 года, а в Афганистан попал 22 февраля 1987-го. Из Ялты нас было четыре человека. Это Олег Колосов, Юра Козлов, Толя Разгонов и я. Нас сразу направили в учебную часть в городе Ленинакан, находящийся на армяно-турецкой границе. Учебка была автомобильная. Хотя нас готовили, как водителей, мы больше по горам лазали, чем за рулем сидели. (Смеется). Было тогда мне 18 лет. Это именно тот период, когда и море по колено, и горы по плечу. В общем, так и тянет на подвиги. Это сейчас понимаю, что в 18-летнем возрасте вряд ли можно осознавать всю серьезность войны.
В Афганистан из учебки мы прилетели 8 мая. На пересылке нас распределили по частям. Вышло так, что я и Колосов попали в одну часть, а Разгонов и Козлов в другую. Служил мы в Кабуле в Отдельном армейском ремонто-восстановительном батальоне бронетанковой техники. Толя Разгонов служил в 181-м полку, а Юра Козлов — в Баграмском автомобильном. Меня назначили на пожарную машину. Это был специальный взвод. Тушил с другими ребятами пожары после обстрелов. В 1987 году меня забрали в штаб армии возить начальника штаба управления вооружения армии. Мой друг Олег Колосов попал в аварию и лежал тогда в госпитале. Ему ногу отрезали. Когда из госпиталя выписали, отправили его домой. Так Олег, представляете, ждал когда я вернусь, чтобы у него на свадьбе дружком быть.
В мае 1988 года меня перебросили во взвод обеспечения. Я служил на КАМАЗе, обеспечивал вывод войск первого этапа. На эту должность посылали меня на месяц всего, а я там застрял на 4,5 месяца. Продуктов питания не было. Выживали за счет подножных кормов — что нашли, то и съели.
На обратном пути после первого этапа вывода войск из Афганистана попал в Пули-Хумри под обстрел.
Слава богу, не пострадал. Тогда выгорел целый военный городок. Две недели участвовал в разборе завалов.
В сентябре 1988 года вернулся в батальон и сразу попал в больницу с тяжелой формой желтухи. Целый месяц пролежал в Кабульском госпитале. Два года не хворал, а тут надо же, желтуху где-то подцепил. Да и не только я. Тогда из девяти человек пять слегло.
Вывод войск обязательно осуществлялся в сопровождении бронетехники. Но в конце, когда в Афгане осталось 300 наших, уже было не до этого, поэтому ехали одной машиной без сопровождения, а на пропускном пункте водкой откупались. Чего, чего, а русской водки там хватало!
За первый и второй этап вывода войск было у меня два представления к наградам. Их я получал уже дома, в Ялте через военкомат. Медали «За боевые заслуги».
Переслужил я почти полгода. 13 февраля 1989 года уволился в запас. Домой 10 дней добирался. Приехал и сразу свадьбу Олегу Колосову сыграли.
Кстати, у четырех ялтинских боевых товарищей Олега Колосова, Юры Козлова и у меня первыми дочери родились. Это я потом еще и на сына решился, а они никак.
С Толей Разгоновым практически не общаемся, ссылаясь на то, что, мол, так сложились обстоятельства. Замкнулся он в себе. Мы в троем обычно ездим в Коктебель. Так живет наш БТРщик Женя Распопов. Он последним из Афгана выходил — 15 февраля 1989 года. В свое время он был при штабе армии. Обычно в сентябре или октябре ездим в Коктебель семьями. Встречаемся. Вспоминаем.
Наряду с боевыми товарищами вхожу в состав общественной организации «Союз ветеранов афганской и других войн». Нас объединяют ностальгия, кровь и память о погибших товарищах. 15 февраля в день 19-й годовщины вывода войск из Афганистана будем встречаться у памятника погибшим афганцам в Ялте, после чего посетим могилы погибших товарищей. В соборе Александра Невского заказана панихида. Для кого-то 15 февраля — это обычный день, а для прошедших Афган — это день памяти.
Я смотрю на своих товарищей, которые были в свое время героями, и очень обидно, что о них забывают 364 дня в году. И только раз в году, 15 февраля, вспоминают, глядя на кучку людей, собравшихся у памятника погибшим афганцам.
Мы спросили у ялтинских афганцев: Как сложилась жизнь после Афганистана?
Фаина Кутузова, медсестра:
— Призывалась из российского города Йошкар-Ола. В январе 1986 года попала в Кабул в артиллерийский полк. Там познакомилась с молодым парнем Андреем Губайдулиным. Влюбились. Расписались в посольстве СССР. Свадьбу играли в воинской части. Живем в мире и согласии уже 21 год.
Анатолий Будиловский, врач:
— В Афганистан попал в 45 лет по назначению. Был начальником медицинской службы Центрального госпиталя в Кабуле. Сейчас работаю главным врачом санатория «Морской прибой». У меня жена и двое детей. Афганцы должны помогать друг другу!
Виктор Палагиев, сержант:
— Служил в Афганистане в 1980-1982 годах. Сейчас — частный предприниматель. Занимаюсь мебелью и столяркой. После Афгана сильно болел. Шесть лет сидел на строгой диете. Через два года после возвращения восстановился в Институте физкультуры. Работал учителем в школе. У меня хорошая семья: жена и двое детей.
Валерий Волынец, старлей:
— Служил с 1987 по 1989 годы. Занимаюсь бизнесом, есть своя небольшая фирма. Стараюсь встречаться с сослуживцами, 12 февраля как раз была годовщина вывода нашего полка. Все собирались в Москве и должны были иметь при себе бутылку водки и хвост селедки.

Анна Панкина

© 2024 - 2003 Новости Крыма, крымская служба новостей