Новости Крыма - крымская служба новостей

Проект Новости Крыма, логотип ©

Воронцовский дворец к морю пока не собирается

09.12.2008

Недавно в Интернете со ссылкой на официальный сайт Ялты появилась информация о том, что знаменитому Воронцовскому дворцу в ближайшие годы грозит разрушение от оползней, в результате чего знаменитый туристический объект просто сползет в море

Однако, зная склонность журналистов некоторые проблемы раскапывать глубже, а вопросы рассматривать шире, редакция решила проконсультироваться у специалистов, которые по долгу службы занимаются этими проблемами. И такой человек нашелся — сотрудник Ялтинской инженерно-геологической партии Игорь Смирнов. Кстати, он не только хорошо знаком с проблемами Воронцовского дворца, но и Ливадийского, поскольку, как оказалось, в судьбе их много общего.
— Проблема оползней была актуальна еще на стадии строительства, как Воронцовского, так и Ливадийского дворцов, — рассказал Игорь Смирнов. — Дело в том, что они оба построены на древних оползнях, однако не стоит пугаться этой зловещей формулировки. Оползни эти сошли еще во времена мамонтов, сошли и остановились. Но уже в теле этих древних оползней со временем стали развиваться более мелкие современные геологические процессы. Именно с ними приходилось бороться при строительстве дворцов.
Местность, на которой возведен Воронцовский дворец и парк, испещрена множеством ручейков, которые, будь они предоставлены сами себе, давно бы превратили ухоженный парк в овраги. По сути, парк и стал тем противооползневым сооружением, которое предохраняет дворец. В свое время воду развели по искусственным водотокам, и в принципе эта система работает до сих пор. По словам специалиста Ялтинской гидрогеологической партии, берег, кроме двух небольших участков, весьма серьезно укреплен, поэтому абразивные процессы (размытие берегов) практически приостановились, да и штормов сильных у ялтинского побережья не было уже лет пятнадцать. Да, действительно, небольшие подвижки происходят практически постоянно, но из-за отсутствия нормального финансирования коллективу дворца пришлось придумать собственную схему борьбы с геологическими процессами. При помощи банальных лопаты и цапки бригаде садовых рабочих уже в течение двух десятков лет удается поддерживать территорию дворца в нормальном состоянии, и эффективность их работы очень высока.
Фоторепортаж с прогулки по оползневым местам вокруг Воронцовского дворца
Игорь Смирнов продемонстрировал небольшой «склад» элементов малой дворцовой архитектуры, которые в разное время по тем или иным причинам упали на землю. Это несколько частей колонн и карнизов. По мнению руководства дворца, ничего страшного в этом нет:
— Мы даже не знаем, когда тот или иной кусок упал. Многие из них мы нашли полностью вросшими в землю, так что, возможно, что пролежали они там не одно десятилетие.
Самым проблемным и показательным объектом в дворцовом комплексе является библиотека — при внимательном изучении хорошо видны небольшие смещения (до 10 сантиметров) и замазка трещин. Однако особого беспокойства ее судьба у Игоря Смирнова не вызывает:
— Дело в том, что очень многие здания на Южном берегу пострадали во время землетрясения 1927 года. Библиотека была построена на «спящем» оползне, его просто не заметили. Поэтому небольшие смещения произошли, но сейчас этот процесс практически остановился. В настоящее время есть два места, где оползневые процессы хорошо заметны, однако находятся они точно над теми участками берега, которые плохо укреплены. Это разрушенная смотровая площадка и оползень с романтическим названием «Фонтан Елена». Очень негативным фактором является еще то, что по Приморской аллее проходит труба Алупкинского центрального канализационного коллектора. Любая авария на нем может привести к большим проблемам, однако провести эту магистраль в другом месте, наверное, в ближайшие годы будет нереально.
Участок под фонтаном «Елена» сейчас укрепляется, а вот часть трубы канализационного коллектора действительно проходит прямо по Приморской алее.
— Что касается Ливадийского дворца, то там пошли другим путем, — рассказывает Игорь Смирнов. — В конце девяностых годов решено было сразу вложить серьезные средства в борьбу с геологическими процессами. Сейчас работы в основном закончены, а их эффективность покажет время. Дело в том, что для защиты дворца при его строительстве была проложена подземная галерея длиной 360 метров, отводящая грунтовые воды. В середине 80-х годов ее капитально очистили, и по ней даже можно было пройти «гусиным шагом» (ее высота 1 метр 6 сантиметров). В каком состоянии она сейчас трудно сказать, но раз в десятилетие ее необходимо прочищать и ежегодно мониторить. Если она забьётся либо разрушится, то все остальные противооползневые сооружения будут неэффективны.
Проблемами защиты дворцовых комплексов от оползней занимаются давно. Как уже упоминалось, это было учтено еще на стадии строительства. В советское время оба дворца были госдачами, поэтому никаких сведений о геологических процессах в те годы нет. Даже на очень подробных геологических картах Алупки 50-х годов территория дворца отмечена большим белым пятном. Однако уже в 60-х годах этим стали заниматься, а где-то в середине 70-х были проведены серьезные исследования, которые показали истинное положение дел в этом вопросе.
Директор Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника Константин Касперович показал стопку документов полуметровой высоты, в которой собраны лишь бумаги, связанные с противооползневой защитой комплекса:
— Нас постоянно включают в различные программы финансирования, однако средств на это не выделяют, приходиться обходиться собственными силами.
Как сообщила заместитель начальника Крымского противооползневого управления Татьяна Коцюба, Региональная программа инженерной защиты территории АРК от оползневых абразионных процессов, подтоплений и паводков на 2008-2011 по заказу Министерства строительной политики и архитектуры АРК была утверждена Постановлением ВР АРК 20 февраля 2008. Там под пунктом «3» стоит Ливадийский дворец, на защиту которого предполагалось потратить 65 миллионов гривен, а «4» — Воронцовский дворец, работы по которому были оценены в 55 миллионов гривен.
— Судьба дворца, конечно же, максимально интересует городское руководство, — признает заместитель городского головы Алупки Рамиль Мурсакаев. — Это, прежде всего, и косвенные поступления в бюджет, да и вообще Алупку в мире знают по Воронцовскому дворцу. Что касается канализационного коллектора, идущего от Ливадии вдоль всего побережья на Симеиз, то факт его изношенности подтверждает и водоканал, однако не думаю, что с его стороны исходит большая опасность. В случае каких-либо утечек они будут максимально быстро устранены. Что же касается участия в финансировании противооползневых работ на территории дворца, то у нас совершенно разные бюджеты, и мы не имеем права принимать участия в таких работах, даже если бы хотели.
Итак, несмотря на нехватку бюджетных средств, оползневые процессы возле двух красивейших дворцов Южнобережья под контролем. На сегодняшний день говорить о том, что Ливадийский или Воронцовский дворцы находятся в большой опасности, будет преувеличением, однако забывать о том, что эти архитектурные и исторические памятники находятся в непростом в сейсмологическом отношении регионе, нельзя.

Игорь Данилов

© 2024 - 2003 Новости Крыма, крымская служба новостей