Новости Крыма - крымская служба новостей

Проект Новости Крыма, логотип ©

В Нигерии это было не кино

07.10.2008

В прошлом году отмечалось 25-летие культового боевика советских времен «Пираты ХХ века», большинство эпизодов которого снималось в море, вблизи живописного Южного берега Крыма, группой специалистов Ялтинской киностудии. Звукооператором здесь трудился Михаил Иванович Резниченко, ныне продолжающий тесно сотрудничать с самыми известными российскими кинокомпаниями и маститыми режиссерами

Его сын, названный именем отца, поначалу тоже пошел родительской дорогой. До службы в ВМФ СССР (Сирия, советская морская ремонтная база, вспомогательный водолазный корабль) трудился осветителем на киностудии в Ялте. После увольнения в запас участвовал в строительстве яхты «Пантикапей» на Керченской судоверфи: судно предназначалось для киносъемок, а также использования в коммерческих целях. Когда страну разрушительным тайфуном накрыла перестройка и скелет «Пантикапея» скорбным памятником безумию застыл на стапелях, Миша, молодой и горячий, подался в моряки: манили океанские дали и, чего скрывать, возможность неплохо заработать.
…24 июля 2008 года, 14 часов 30 минут. 15 миль от нигерийского берега. Судно «Геркулес» под португальским флагом, предназначенное для обслуживания морских нефтегазовых платформ и плавучих трубоукладчиков, неспешно идет к месту, где находится итальянская баржа с трубами и специальным краном. Туда требуется доставить два контейнера с оборудованием.
…На горизонте показываются две скоростные лодки с вооруженными людьми, по 12 в каждой, они быстро приближаются к «Геркулесу». Паники нет. Капитан судна россиянин Вячеслав Асташков четко отдает команды по маневрированию, он внешне хладнокровен, и это не дает экипажу времени для тягостных мыслей. На берег и на суда, находящиеся неподалеку, летят тревожные сигналы — нажатие кнопки глобальной сети GMDSS означает захват судна пиратами.
Но помощи нет! Не рванул к месту беды сторожевик, не поднялся в небо боевой вертолет береговой охраны, чтобы отпугнуть морских бандитов. «Геркулес», фактически отданный на растерзание, пытается спастись маневрами. Но этот трудяга, хотя и силен, но тихоходен, а значит — неповоротлив. Борта низкие, что для захвата удобно, даже крюков не требуется. Достаточно кнехтов (резиновых шин по бокам), чтобы по ним взобраться на судно. 40 минут погони завершились вынужденной командой капитана «Стоп машина!», беспорядочной стрельбой по «Геркулесу» и его захватом. По счастливой случайности никого из экипажа (в нем были семь граждан Украины, четыре россиянина и поляк) пули не задели, изрядно покромсав верхнюю палубу и раскрошив несколько иллюминаторов. Еще до открытия огня мурманчанин Вячеслав Асташков дал распоряжение всему экипажу спуститься вниз, в кают-компанию. Ловкие, как обезьяны, чернокожие нигерийцы, подойдя на одной из лодок к корме «Геркулеса», быстро вскарабкались на его палубу. Вполне сносно изъясняясь на английском, они уточнили, что никому не причинят вреда.
«Испугались? Да в такой ситуации не боятся только дураки, — говорит 38-летний ялтинец боцман «Геркулеса» Михаил Резниченко. — Это не кино… Верховодили трое, по всему было видно, что командиры именно они. По их приказу нас запихали в три офицерские каюты (офицерами называют тех, кто руководит экипажами и на гражданских судах). Правда, без особой грубости. Только одному матросу немного досталось: ударили мачете плашмя по спине. Разрешали курить, выходить в туалет с сопровождением. Сами они находились под наркотической «балдой» (это у них, как у нас в жару квасу попить), что и вызывало серьезные опасения в адекватности их действий.
По виду — сущие партизаны. Оружие старое, нечищеное. В основном советские «калашниковы», американские «М-14» и помповые ружья. Ни раций, ни мобильных телефонов. У нас их сразу отобрали, хотя, судя по всему, пользоваться не умеют. «Геркулес» грабили всю ночь. Кабель спутникового телефона перерезали в первые же минуты захвата, повредили и внутреннюю связь. Вот и представьте себе: западная часть африканского континента, Атлантический океан, на судне хозяйничают пираты, таскают нагруженные тюки, в том числе с продуктами (месячный запас), грузят в лодки, с них — на катера. Романтика...
Утро. К счастью, живы. Подобревшие от наживы «вояки» отбирают пятерых из нас — капитана, старшего механика, моториста, матроса, кока Анджея. Последние трое, включая поляка, взяты были, похоже, методом «тыка» — для количества. Капитан и стармех, понятное дело, — для увеличения суммы выкупа, который в этот же день, вероятно, был затребован. Мы никакой информацией не владели тогда, ничего не знаем и теперь, по возвращении домой в вынужденный, собственно говоря, отпуск».
Остальным повезло. Их отпустили с миром, в том числе и Михалыча, т. е. Михаила Резниченко. Ближе к обеду 25 июля судно уже было на базе итальянской субподрядной компании «Saipem-Saipbos», прокладывавшей трубы по дну океана по заказу американской фирмы «Total». Судовладелец, кстати, швед. Все в этом морском бизнесе так запутано…
База расположена выше прибрежного города Боны, на одноименной реке неподалеку от порта Харкут. Охраняется подразделением правительственных войск. За ее пределы не выпускают, да никто и сам не пойдет. В джунглях — множество племен, поди узнай, что у них на уме. А в местных городках нравы еще те.
Экипаж допросили секьюрити компании. Информация пошла в российское посольство и украинское консульство, в Швецию. Починив спутниковый телефон на «Геркулесе», моряки отзвонились своим родным и близким, семьям захваченных моряков. Как могли, успокоили. Светлана Резниченко испугаться не успела: муж жив, здоров и под охраной. Беспокоилась за других его земляков — моториста Виталия Литвинова из Евпатории и матроса Вячеслава Асеева из Керчи: каково им там, в джунглях? Первыми на связь вышли россияне: «Не волнуйтесь, вытащим ваших ребят». Дней пять-шесть, и все уладится. Позже вышли на контакт с украинским консульством.
…Освобожденные через неделю пятеро заложников рассказали, как их держали в специально построенной хижине на «околице» деревни. Особо жаловаться причин не было. Кормили, давали воду из бутылок. На случай потчевания какой-нибудь болотной водой и вообще для профилактики еще на судне боцман снабдил их противомалярийными таблетками, которые необходимо пить ежедневно. Заболеть малярией в джунглях — верная смерть. Однажды ночью подняли с наспех сколоченных деревянных «постелей», пять часов вели к реке. Потом на лодке причалили к какому-то строению, где их встретили люди в гражданской одежде. Хэппи-энд.
Михаил заканчивает заочно Херсонский морской институт, и теперь ему «светит» должность второго помощника капитана.
Автор: Валерий Туров

Ялтинский курьер

© 2024 - 2003 Новости Крыма, крымская служба новостей