Новости Крыма - крымская служба новостей

Проект Новости Крыма, логотип ©

Сколько тонн «Искусства» превратится в пыль?

17.01.2008

То, что Ялтинский Выставочный зал Национального Союза художников Украины нуждается в реконструкции, понимают многие — здание, построенное в 1968 году, уже исчерпало запас прочности. Однако никому не известно, что придет на смену серой аскезе советской архитектуры, и найдется ли место ценностям ушедшей эпохи в стиле гипсокартонного ампира

Оставим разговоры об инвесторах и проектах нового выставочного зала до времени, когда будут известны факты, кроме того, единственного, что уже получено разрешение на ведение проектно-изыскательских работ. Будем надеяться, что планы НСХУ и его руководителей совпадают с чаяниями рядовых представителей искусства. На то, что ждать обещанного придется не очень долго. На то, что выставочная площадь в новом здании увеличится. И очень хочется надеяться на то, что несколько тонн живого антиквариата — мозаичного панно «Искусство», размещенного на стене здания, — не превратятся в пыль под ногами застройщиков.
Художник — обществу
Екатерина Сергеевна Зернова родилась в 1900 году в Симферополе, где ее отец был хранителем Естественно-исторического музея Таврического губернского земства. До 14 лет она жила в Севастополе, а после вся семья переехала в Москву. В столице будущая художница занималась сначала в частной студии Ф. Рорберга, а в 1919 году поступила в Государственные свободные художественные мастерские, училась у И. Машкова, А. Шевченко, Д. Штеренберга. Сейчас ее произведения находятся в московских Государственной Третьяковской галерее и Музее современной истории России, Астраханской картинной галерее им. Б. Кустодиева и Музее искусства Каракалпакии им. И. Савицкого, в Польском национальном музее в Варшаве, а также в частных коллекциях Рэйнолда Джонсона и Мэтью Боуна.
Девушка, воспитанная в прогрессивной интеллигентной среде, получила развитие как художник в 30-е годы. Тогда она участвовала в работе Общества станковистов (ОСТ) и Изобригады, объединившей приверженцев «производственной тематики». Помогая стране бороться с неграмотностью, Зернова работала над созданием «Плакатного букваря». Она была убеждена в том, что искусство должно быть агитационным и обязано показывать жизнь и внутренний мир современника.
Собственно говоря, это и было творческим и жизненным кредо художницы. Стоит только взглянуть на живописные и мозаичные панно для Выставочного зала в Ялте, химического комбината в Салавате, Института океанологии и Музея антропологии в Москве, понимаешь: вот он — дух эпохи.
Общество — себе...
Между прочим, дух этой самой эпохи, запечатленный в шедеврах соцреализма, чрезвычайно ценится сейчас на Западе. Правда, уже как товар — золотой фонд советского плаката используется в оформлении особо стильных заведений, а предметы искусства и утварь того времени уходят по бешеным ценам на аукционах домов «Кристи» и «Сотби».
Недавно в Ялте побывал эксперт Министерства культуры РФ, консультант-исследователь второго в мире аукциона «Кристи» Валентин Скурлов. На встрече, организованной для музейных работников, он признался, что
в России уже сейчас практически невозможно найти предметы «нового» антиквариата
(антиквариатом считается произведение искусства, прожившее 50 лет, или до истечения этого срока, сразу по факту смерти автора-художника). Все они, более или менее ценные, перекочевали за границу, главным образом — в Китай. А наше панно Зерновой, по его авторитетному мнению, — самый настоящий антиквариат. Правда, Валентин Васильевич опасается, что дальнейшая участь панно не вызывает оптимизма...
Хочешь, не хочешь, а ловишь себя на мысли о том, что для истории мирового искусства было бы лучше, если бы наше «Искусство» купили и увезли в Китай. В противном случае оно, скорее всего, погибнет во время реконструкции Выставочного зала.
...или никому
Откровенно говоря, техническая возможность «снять» мозаику со стен имеется, но она все равно остается всего лишь теорией. Допустим, что плиты, из которых набрано панно, могут быть сняты с настенных креплений (кстати, этих плит, даже по самым приблизительным подсчетам, никак не меньше двухсот), предположим, что найдется место для того, чтобы какое-то время хранить их. Но совершенно невероятным кажется предположение, что удастся собрать абсолютно все кусочки смальты, выпавшие из своих гнезд и стыковочных швов. А между тем, в Украине нет завода, выпускающего смальту для мозаичных панно. Даже во времена Советского Союза такой завод был только в Санкт-Петербурге!
К сожалению, оптимистичного ответа на вопрос о судьбе антикварного панно художники дать не могут. Рядовые коллеги Екатерины Зерновой взывают к меценатам и спонсорам, председатель Ялтинского отделения НСХУ строит туманные планы о возможной передаче панно в «Артек», а в Киеве ни по одному телефону Союза художников, по которому можно было бы добиться комментариев, дозвониться не удалось.
Между прочим, если «Искусство» переедет в «Артек», то это устроит многих: ценителей социалистического реализма — так как панно не погибнет, народ — оно останется достоянием нации и не покинет границ государства.
Автор: Наталия Добрынская

Ялтинский курьер

© 2024 - 2003 Новости Крыма, крымская служба новостей