Новости Крыма - крымская служба новостей

Проект Новости Крыма, логотип ©

«Водолазы» открывают поэтический «Синани-фест-2007»

13.09.2007

Наша беседа с модератором нового ялтинского литературного объединения «Водолазовы Братья и Сестры» Наталией Добрынской началась с «информационной бомбы»

Все о фестивале Синани-Фест 2007.

Во многих СМИ прошла информация, что это литобъединение выступает организатором и учредителем Первого (а был ли в Ялте вообще когда-нибудь с момента ее образования хоть один — вот вопрос на засыпку для историков. — Авт.) международного поэтического фестиваля под мало что говорящим не-ялтинцу названием «Синани-фест-2007».

Ну, а поскольку это событие уже оживленно обсуждают в около- и культурной среде, то сразу расставим все точки над «i». На «Синани-фесте» не будет традиционных многочасовых чопорных чтений классической поэзии. Это будет фестиваль «зубастого» поэтического авангарда, где современные поэты будут состязаться отнюдь не в чтении,
а в литературных битвах и текстовых турнирах.

Вот так. Дожили... Значит, было все в Ялте чинно, спокойно: в начале XX века — Чехов и плеяда великих этой же поры. Затем, к началу XXI-го, — чеховское общество, лига защиты культуры. Откуда же «выплыл» этот культурный феномен, спрашиваю Наталью, журналиста и «водолаза».

Что за название у вашего первого поэтического фестиваля «Синани-фест»?

— Традиции, заложенные большим другом и поклонником творчества Чехова караимом Исааком Синани, наверное, остаются самыми ялтинскими, самыми чеховскими до сих пор. Как большой любитель литературы, искусства и всего с ними связанного, как содержатель первого в нашем городе книжного магазина, он одновременно со становлением Ялты, в качестве фешенебельного курорта, смог создать мощнейшую культурную среду. Его «Русская избушка» И. А. Синани, продажа книг и газет» была центром, где собиралась вся, как сейчас говорят, богема, все знаменитые поэты, писатели, актеры, художники и музыканты того времени. Поэтому вернуться к этим традициям, к истокам чеховской Ялты, города с мощным культурным полем, и будет задачей нашего ялтинского «Синани-феста».

Проходить фестиваль будет с 22 по 23 сентября. В его программе будут работать две поэтических площадки — для основного конкурса и слэма, на второй день намечен перформанс, конкурс экспромтов от «Водолазовых Братьев и Сестер» и, как естественное завершение фестиваля, награждение участников в Доме-музее Чехова и вручение альбома автографов участников «Синани-феста-2007».

Откуда взялось это название — «Водолазовы Братья и Сестры» у вашего литобъединения, и каким образом оно вяжется-то с городом Чехова?

— Наш известный ялтинский журналист Татьяна Барская сказала мне как-то, что все великое начинается с шутки. Как правило, с шутки над самим собой... И это как раз соответствует традиции Чехова — смеха над самим собой... И у нас все началось с милого пустяка, если помните, был такой журнал перестроечных времен под названием «Штука-Дрюка». В нем было опубликовано шутливое стихотворение:

«Водолаз одел костюм,
Толстые ботинки,
Шлем прикручивать не стал,
Так как шел в театр,

Так вот встретишь человека,
А одежка – не в комплекте,
Ладно, вовремя заметишь,
И не станешь провожать»...

То есть вот так и появились первые признаки «водолазности», как сообщества странных личностей?..

— Не совсем. У нас есть совершенно «адекватная» история появления литобъединения. Все началось зимой 2003. Тогда один из «патриархов» движения, Алекс Бородин, написал стишок про водолазов, мужчин суровой профессии и опубликовал на севастопольском сайте «литосфера». Дело в том, что этот ресурс просто был «кладезем» начинающих и законченных графоманов, и наше внимание просто не могло пройти мимо него. Ведь еще раньше, в 2001 году, Алекс Бородин создал на молодежной страничке одной из городских газеты такой собирательный образ графоманствующего автора. И в каждом номере еженедельно выходила подборка стихов, которые писали разные «руки» «водолазов» под одним псевдонимом (т.е. это было сотворчество в духе славно известного Пруткова), именно как «стеб», как сатира, ирония по поводу «датских стихов», творений, приуроченных к «дате».

Потом наш проект «переплыл» в виртуальную реальность (ни строчки на бумаге, чтобы не марать!). А, обнаружив «литосферу», мы взялись за публикацию на этом сайте пародий, рецензий и комментариев в «анти-графоманском духе», проводить анти-мастер-классы, учили писать анти-литературу. И тогда же другой «патриарх» нашего движения, Серафим Немногобородков, пишет стихотворение «Смерть водолаза», за ним следует на эту же, «водолазную» тему — «Музей потерянных сандалий» Бородина и т.д. После этого на сайте нас начали называть «антилитературной виртуальной группировкой», и на слово «водолаз» ввели запрет...

Собственно, после этого мы и заявляем, что «водолазы» вступили на путь войны с графоманией, штампами затертых, т.н. устоявшихся выражений. Хотя, конечно, мы революционны скорее по содержанию, но не форме. Другой известный не только в Крыму искусствовед, культуролог Марина Новикова сказала мне, что в первую очередь мы возобновляем совершенно забытое явление литературных кружков, которые являются гумусом, питательной средой для формирования Гения.

Может быть. Поэтому мы и не «паримся», что «водолазов» сегодня немного. В Ялте — это, как уже было сказано выше: Серафим Немногобородков-Из-Пепла, Алекс Бородин-Совецкий, Игорь Редин, Наталья Вассер-Лазова, Анна Бажанова, Марыся Азовская, Алиса Никифорова, Иван Бледный, Андрей Бурдейный, Крепленное Братство,
Паша Чак, Игорь Круглый. А в интернет-пространстве «водолазов» больше, и в этом, конечно, ценность нынешних технологий. То, что можно объединяться не по территориальному признаку, но и общности миропонимания.

С историей возникновения и идеологией движения «водолазов» все понятно. А вот скажите, Натали, ведь каждое культурное явление (или считающее себя таковым) должно иметь свою мифологию, философию... У вас такие имеются?

— Сразу скажу, что история появления «водолазов» — не региональная идея. Здесь имеются глубокие культурно-исторические корни. И даже конкретно в Крыму мы имеем отклик целой героической эпохи. Давайте вспомним историю. 1931 год. ЭПРОН. Экспедиция подводных работ особого назначения. Благодаря ей, с 1931 года профессия водолазов во всем СССР была также популярна, как профессия летчика. Аббревиатуру ЭПРОН знали в свое время также хорошо, как ГОЭЛРО, как полет челюскинцев(!!!). И очень важно, что за этим скрытым желанием советской власти достать английское золото с «Черного Принца», одного из 600 затонувших на шельфе полуострова судов, до сих пор тянется таинственный след. Ведь экспедиция водолазов была создана при загадочных обстоятельствах и также загадочно расформирована...

Так что подоплека «водолазной» традиции в Крыму — давняя история. Как известно, все великое начинается с подвалов. Великий МХАТ со всеми его чеховские традициями начался с «квартирников», со спектаклей на дому... И, когда мы начали усиленно «копать» «водолазную» тему, выяснили, что многие великие люди разделяли «водолазную» позицию, приобретшую после этого буквально общепланетарный масштаб.

Ну да, мы все хорошо знаем и с удовольствием цитируем бессмертные строчки Остапа Бендера, что спасение утопающих, дело рук самих утопающих... Про известные строчки шлягера Игоря Скляра о кораблях и водолазах уже не говорю...

— Если же взять великих, то, например, Есенин подарил нам четверостишие, помните: «Черный человек! Ты не смеешь этого! Ты ведь не на службе Живешь водолазовой»... У Крылова есть басня «Водолаз»... Высоцкий посвятил целый марш: «Нас тянет на дно, как балласты, Но мы таки легки, как фаланги, А ноги закованы в ласты, А наши тела — в акваланги... Не плачем, пускай мы — мужчины, Застрял он в пещере кораллов, Как истинный рыцарь пучины, Он умер с открытым забралом»... У Куприна, если вспомнить, в «Листригонах» есть строки: «Но самым замечательным лицом из экипажа был водолаз»... И в «Гамбринусе»: «лодочники, грузчики, водолазы, контрабандисты — все они были молоды». У Маршака — хорошая дразнилка: «Саша, Саша — водолаз! У тебя две пары глаз». Игорь Северянин в «Сонете Серебряного века» презентовал целый девиз: «спускался ли в разврат, дышал как водолаз»... А еще на нашем пост-советском пространстве есть совершенно удивительный человек, известный художник и автор нескольких книг о «необычных существах» — водолазах Леонид Тишков. Его книги и графика, пронизанные философской иронией, погружают зрителя и читателя вместе с водолазами в глубокий океан смыслов, в обитель иного мироздания.

А философия наша проста. Можно сказать, природна... Кстати, в «Энциклопедии Брокгауза-Ефрона» водолаз определяется как «непременно здоровый человек, приучивший свой организм к резким переменам давления и продолжительному пребыванию под поверхностью воды в особенно устроенном костюме, называемом водолазным аппаратом. Водолазом может быть только молодой человек, крепкого телосложения и без вредных привычек». Что может быть проще и точнее?..

Можно вспомнить, что ученые-исследователи сероводородного слоя раньше считали, что ничего живого, ниже 200 метров в Черном море нет. И некоторые экологи говорят, что сероводород поднимается, и жизни в море становится все меньше. Однако недавние исследования ученых Черного моря, показали, что на самой глубине 2245 метров существует кислородный слой, в котором обнаружена жизнь. Еще есть другой пример. Согласно исследованиям Национальной академии наук Украины, самая чистая вода в Крыму находится на дне моря, возле мыса Айя (греч. «святой»), где выходит источник. Люди говорят, что эта вода способна исцелять, дарить утешение и покой...

Все это еще раз подтверждает, что именно в Крыму сложились абсолютно все — метафизические, физические, культурные и все другие условия — для зарождения живого слова, философии и идеи «водолазов»... А для того, чтобы найти самую чистую воду поэзии, надо стать «водолазом» и нырнуть на самое дно, то есть ближе держаться к архаике и символам. Поэтому мы на «Синани-фесте» и приглашаем примерить наш «поэтический скафандр» и освоить опыт нашего водолазного погружения. Мы с шуткой и любовью надеваем на его участников круглый медный шлем, который сначала покажется тяжелым и неудобным, но потом, если глубже опуститься в толщу воды, легким и спасительным, помогающий жить, наполненным воздухом и поэзией.

Беседовала: Жанна Барышникова

Серафим Немногобородков

© 2024 - 2003 Новости Крыма, крымская служба новостей