Новости Крыма - крымская служба новостей

Проект Новости Крыма, логотип ©

Прелесть неизъяснимая

07.06.2007

Зарубежные ученые утверждают, что в воздухе Лондона ныне находятся две молекулы того воздуха, которым дышал Шекспир. Забавная мысль. Интересно тогда знать, сколько пушкинского обаяния в воздухе Гурзуфа?

Ведь именно здесь летом и осенью 1820 года поэт провел «счастливейшие три недели». Он ходил пешком на Аю-Даг, купался в море, проплывал в лодке мимо грота, носящего ныне его имя, ездил верхом на лошади по узкой охотничьей тропе… Даже зеленые друзья были у Александра Сергеевича. Из Крыма он писал в Петербург: «Я любил, проснувшись ночью, слушать шум моря — и заслушивался целые часы. В двух шагах от дома рос молодой кипарис: каждое утро я навещал его и к нему привязался чувством, похожим на дружество».

В Гурзуф Пушкин приехал вместе с дружным семейством генерала Н. Н. Раевского — героя Отечественной войны 1812 года. Его дочерям, Марии и Елене, молодой поэт посвятил несколько стихотворений. Об этих красавицах он писал брату: «Все его дочери — прелесть. Старшая — женщина необыкновенная. Суди, был ли я счастлив: свободная беспечная жизнь в кругу милого семейства; жизнь, которую я так люблю и которой никогда так не наслаждался, — счастливое полуденное небо; прелестный край; природа, удовлетворяющая воображение, — горы, сады, море; друг мой, любимая моя надежда — увидеть опять полуденный берег и семейство Раевских».

Полуостров для Пушкина имел особое значение и в жизненном, и в романтическом, и в творческом плане. Здесь была завершена элегия «Погасло древнее светило», написаны элегия «Увы! Зачем она блистает…», стихотворение «Мне вас не жаль…», родился замысел романа «Евгений Онегин», задумана поэма «Бахчисарайский фонтан». К крымским воспоминаниям поэт вернется еще не раз — то в рисунках, сделанных на черновиках «Евгения Онегина», то в знаменитых строчках:

Прекрасны вы, берега Тавриды,

Когда вас видишь с корабля

При свете утренней Киприды,

Как вас впервой увидел я…

Примечательно, что на нашем полуострове сегодня выходит литературно-художественный и публицистический журнал «Брега Тавриды». Понятно, что его авторы проследили каждый шаг поэта, выявили многие живые детали. Нельзя не согласиться с мнением первого биографа поэта П. В. Анненкова: «До появления Пушкина в Крыму страницы его тетрадей белы и представляют мало пищи уму изыскателя». Вот какой волшебной силой обладал «полуденный берег», наполненный, по пушкинскому определению, «прелестью неизъяснимой»:

Волшебный край, очей отрада!

Все живо там: холмы, леса,

Янтарь и яхонт винограда,

Долин приятная краса,

И струй, и тополей прохлада…

В рукописи «Таврида» Пушкин скажет о южных впечатлениях коротко: «Страсти мои утихают, тишина царит в душе моей, ненависть, раскаяние, все исчезает — любовь одушевляет…»

Более четырех месяцев, со времени отъезда из Петербурга и до приезда в Крым, поэт практически ничего не писал. Душевный и творческий кризис! Южнобережье вернуло ему вдохновенье.

В Гурзуфе и Ялте создавался многосерийный фильм о Пушкине «Одна любовь души моей». В роли великого поэта снялся актер Игорь Днестрянский. «Пушкин всегда со мной, — сказала тогда в интервью режиссер Наталья Бондарчук. — Я прочитала около 50 книг о нем. Это бездна, поэт безмерен. Мне во многом помогли краеведы, обнаружившие новые интересные материалы, уточнившие подробности жизни поэта. Однако фильм не столько исторический, сколько художественно-музыкальный, в нем звучат вальсы, мазурки, романсы на стихи и самого Пушкина, и Раевского. Кстати, в семье Раевских все были одаренными личностями. И сам генерал, и его дети. Всем четырем дочерям посвящены пушкинские строки, особенно лирическими были отношения поэта с Марией Раевской. Я не пыталась воссоздать биографию Пушкина, мне как режиссеру было интересно то или иное событие с точки зрения драматургии».

С картиной «Одна любовь души моей» зрители знакомились и в кинозалах, и по телевидению. Кому-то она понравилась, кому-то — нет. Но надо выделить главное. Нам только кажется, что картин о Пушкине с избытком, не меньше, чем научных исследований. На деле список до обидного мал. Дореволюционный немой фильм 1911 года и слабенькие ленты «Поэт и царь», «Юность поэта» 1926 и 1927 годов в расчет принимать не стоит. Кинематографическая ниша десятилетиями оставалась незаполненной. Так что спасибо Наталье Бондарчук, разбавившей классикой нескончаемую тягомотину криминальных и любовных сериалов на телеэкране.

Мы увидим юного поэта на берегу Черного моря в те мгновенья, когда «воскресли чувства, ясен ум», когда строки, как волны, набегают одна за другой. Эти счастливые дни останутся в памяти Александра Сергеевича на всю жизнь, не случайно его пожелание:

Так если удаляться можно

Оттоль, где вечный свет горит,

Где счастье вечно, непреложно,

Мой дух к Юрзуфу прилетит.

Пушкинские поэтические праздники в Гурзуфе стали традиционными. На них собираются и признанные мастера слова, и новички, и любители поэзии, и отдыхающие из соседних здравниц, и гости из многих стран. В один из приездов российские писатели привезли березку из Михайловского. Ее посадили рядом с домом герцога Ришелье, в мезонине которого жил Пушкин.

Пушкинский день рождения — особенный. Потому что, как скажут позже, «в тот день взошло два солнца над Россией, одно в поэзии, другое — в небесах!»

В рыночное время мало хорошего осталось для души. Все бизнесом заняты. В Санкт-Петербурге иностранцам продают сувенирные банки с воздухом Летнего сада, которым дышал Пушкин. Слава Богу, в Гурзуфе до этого не додумались, а продают поэтические книжки. Много цветов. Много музыки. Много стихов. Вот этим воздухом мы живы, а не абстрактным, запаянным в жестяные банки, как дешевая килька в томатном соусе.

Автор: Роман Бучинский

Ялтинский курьер

© 2024 - 2003 Новости Крыма, крымская служба новостей