Новости Крыма - крымская служба новостей

Проект Новости Крыма, логотип ©

Из Ялты в Синоп и обратно (на «Красной стреле»)

07.06.2007

После двухлетних переговоров и презентации «Синопской линии», которая в марте этого года состоялась на туристической ярмарке в Ялте, открыт морской путь до близлежащей точки на Южном берегу Черного моря. Наша газета в числе первопроходцев приняла участие в «фан-трипе» — коротком путешествии в Синоп, отчет о котором будем считать «разведданными», особо важными для туристов

Дорога за Карадениз

Все путешествие на катамаране займет у вас шесть часов. Если Карадениз (а по-нашему — Черное море) ведет себя прилично и не штормит, то дорога не покажется вам обременительной. Со скоростью тридцать узлов вы будете нестись по морским волнам и наслаждаться своими маленькими пассажирскими радостями. А мы, пока суд да дело, сходили в капитанскую рубку и расспросили экипаж о разных подробностях перехода, их профессионального опыта и «послужного списка» самого судна.

Между двумя ближайшими точками турецкого и украинского побережья — Индже-Буруном и мысом Сарыч — около 300 километров. Скорость, на которой несется «Крымская стрела», заметна только при отходе от родного берега — он стремительно укрывается туманной дымкой и вскоре совсем пропадает из виду. Только два потока мощной белой пены оставляет после себя катамаран, и их еще какое-то время видно с берега.

А в открытом море — как в открытом сердце — гуляет солнечный ветер: мощно, радостно и безбрежно...

Наш капитан, Дмитрий Бойчук, с 1977 года работает в Ялтинском порту. Он искренне считает, что направлять «стрелу» к Синопу — явное повышение имиджа порта, ведь до катамарана к турецким берегам ходили теплоходы типа 10110: «Маргейт», «Саманта Смит» и «Андрей Дударь».

«Крымская стрела» построена в Норвегии: пусть не три года назад, но со всеми требованиями к комфортному путешествию. Судно работало на пассажирских маршрутах до Одессы, Новороссийска, Сочи. За рубежом наш катамаран работал у острова Мальта, в Хорватии, ходил по Красному морю, побывал в Израиле и Египте. Последнее место работы катамарана — судоходная линия Одесса — Варна. Вот и теперь «Крымская стрела» опять нацелена на заграницу, только на этот раз — турецкую.

Этого события ждали давно. Около двух лет назад начались переговоры с турецкой стороной. В марте этого года в Ялту приезжали Хикмет Тосун, начальник департамента культуры и туризма в Синопе, и Адем Тахтаджи, владелец местного туристического бизнеса.

Три месяца назад и прошла презентация линии «Ялта — Синоп». Господин Тосун объяснил, чем интересен этот проект туркам: «Сейчас мы видим, как жестко конкурируют различные местности и страны на мировом туристическом рынке. Наш регион вполне осознанно подходит к идее развития туризма на северном побережии Турции и уже на деле показал вполне конкретные достижения. Сложилось хорошее общественное мнение о Синопских курортах и это мнение, безусловно, будет работать на достижение наших целей».

Вот так! По сути, Турция делает ставку на транзитный туризм и открыто заявляет, что собирается конкурировать с украинским Южнобережьем. Давайте посмотрим, что они могут предложить отдыхающему люду.

За морем житье не худо...

Лишь только на турецком берегу стали различимы фигуры людей и лица, стало понятно насколько сильно весь Синоп ждал «Крымскую стрелу». Простые люди, грузчики и рабочие порта, представители официальной делегации — все, приветствуя нас, махали руками и улыбались так, как будто мы их долгожданные и очень близкие родственники.

Это предположение, кстати, оказалось недалеко от истины — трое из пяти местных журналистов были выходцами из Крыма. Поэтому общаться с коллегами было необычайно просто, и темы для разговоров обнаруживались сами собой.

После торжественной и радушной встречи у трапа — две минуты формальностей таможенного и пограничного режима. А потом все закрутилось по заранее продуманной программе: поездка в гостиницу за 40 километров от Синопа, официальный ужин, с утра экскурсия и... гуд-бай Синоп!

Кто бы мог подумать!

Оказалось, что турки, или, по крайней мере, население десятитысячного городка Герзе, где мы остановились на ночь, понятия не имеют, что можно протаптывать кратчайшие пути — «сократы» по-нашему. Про Ялту есть колоритный анекдот от приезжих. Дескать, в нашем городе находится самая длинная улица в мире: куда не повернешь, в какой проулок не нырнешь — все равно попадаешь на «сократ».

Так вот половина нашей делегации (и это лишь те, кто пожелал афишировать свою неудачу!) не обнаружили короткой дорожки от отеля к морю. Проснувшись часиков около шести и снисходительно взглянув на бирюзу гостиничного бассейна, многие из ялтинцев подхватили полотенца и отправились искупаться на том краю Черного моря.

Не тут-то было! Море, до которого из окон отеля было рукой подать, оказалось просто недостижимо: дорога тянется без изменений крутизны параллельно линии берега, а под дорогой — склоны, сплошь укрытые сочной мясистой зеленью, плетущимися розами, маками и другими цветами. А какой-никакой тропки или даже намека на нее просто нет. Так вот по очереди и возвращались ялтинцы к бассейну. Делать нечего, придется хоть в «лягушатнике» освежиться, хоть это и не по-нашему, правда?

Там много чего «не по-нашему». Например, там совсем не по-нашему много земли. Ну, просто земли: холмов, лесков, полянок у шоссейной дороги. Мы уже, оказывается, так свыклись с уродством «коробочек», поставленных за ночь на захваченной земле, что видеть просто «ничью» и свободную землю нам как бы уже и странно.

Да, если будете «зевать» по сторонам, разглядывая ничейную землицу и ее красоты, не забывайте, что по дорогам Турции ходят черепахи. Наши ежики тоже, конечно, доставляют беспокойство водителям своей беготней туда-обратно через дорогу, но с деловитыми черепашками Турции даже им не сравниться.

Кстати, еще одно сравнение, которое пришло в голову, пока нашу делегацию возили по улицам Синопа. Сначала появилось странное ощущение, что где-то и когда-то ты уже все это видел — «дежа-вю», ей-богу! А потом, когда начинаешь анализировать детали проносящегося пейзажа, понимаешь, что виной твоим ощущениям — выкрашенный бронзовой краской бюст Мустафы Ататюрка. Вождь их революции и первый президент Турецкой республики, которая образовалась в 1923 году, присутствует бронзово и погрудно во дворике каждого муниципального заведения. Прямо как у нас когда-то с Ульяновым-Лениным было. Не знаю... трогательно это все, по-моему. И уж во всяком случае, у турков есть вещественное доказательство национальной идеи. А мы от одного избавились, а другого не завели, вот так!

Подводя итоги короткому путешествию, вспоминаешь яркие картинки: бирюзовые фиорды Аклимана, песчаные пляжи и чудесный, вкуснейший хлеб гостеприимной Турции. Надеемся, что усилия Крымского центра развития туризма, Ялтинского порта и турецких туроператоров принесут двум странам заслуженные плоды — тесные деловые и культурные связи между нашими странами.

Только факты

Турция — родина декоративных цветов, самыми знаменитыми из которых, наверное, стали тюльпаны. Когда в XVI веке луковицы этих цветов попали из Стамбула в Вену, тюльпанами невероятно заинтересовались в Европе, особенно в Англии и Нидерландах. К 1634 году повальное увлечение тюльпанами достигло такого апогея, что в Нидерландах даже возникло слово «тюльпаномания», а эпоха XVII века в Турции получила название «Эры тюльпана».

Великий философ-киник Диоген (413 — 323 до н. э.), известный своей жизнью в бочке, был родом из Синопа. В его родном городе имя Диогена можно увидеть везде: в названиях отеля, кафе или улочки. Говорят, что долгие годы у аскета не было ничего, кроме небольшой миски для еды. Но когда он увидел, как нищий пьет и ест из горсти, он воскликнул: «Сколько лет я обременял себя собственностью, не замечая, что к моему запястью приспособлен чудесный сосуд!».

Турецкое радушие и гостеприимство не один раз выручало жителей из политических трудностей. Однажды, когда после смерти Александра Македонского, его войска возвращались на родину, они, ожесточенные и голодные, хотели захватить Синоп и осесть в этом городе. Прознав об этом, горожане пришли к военным с приглашением погостить у них пока не будут выстроены корабли и не собран провиант для путешествия на родину. Кто же откажется от такого мудрого и радушного предложения!

Знаменитая Синопская тюрьма была построена после сельджукской оккупации города, приблизительно в 1214 году. Она занимает 13 квадратных километров и известна тем, что за всю историю ее существования никому из заключенных не удалось совершить побег из ее стен. В 1713 году наш земляк, крымский хан Девлет Гирей находился в этой устрашающей крепости. Один из путешественников писал: «Тюремные стражи, как драконы, всегда на страже. Они никому не дадут сбежать отсюда, они даже не позволяют птицам пролетать над тюрьмой, потому, что это запрещает Аллах».

Автор: Наталия Добрынская

Ялтинский курьер

© 2024 - 2003 Новости Крыма, крымская служба новостей