Новости Крыма - крымская служба новостей

Проект Новости Крыма, логотип ©

Календарная история ялтинского «Интуриста»

22.06.2007

Монопольным лидером гостиничного хозяйства, своей витринной красивостью обращенный навстречу иностранным гостям страны Советов, был «Интурист». Слово «Интурист» стало коммерческой маркой в 1929 году, когда была зарегистрирована его эмблема — крылатый кадуцей (жезл бога Меркурия) на фоне стилизованного земного шара

Маркетинг советского турбизнеса

В 1960-е, когда поток зарубежных гостей в СССР вырос, ВАО «Интурист» стало перенимать приемы маркетинга и рекламы, принятие в мировой практике турсервиса. Интуристовская эмблематика на печатных сувенирах, предназначенных для каждого гостя, стала приметой фирменного стиля.

Тогда же, в 1960-е, появились первые рекламные календарики с эмблемой «Интуриста». Речь идет об однолистных календарях формата игральной карты, иллюстрированных с лицевой стороны. В разные годы календарики для «Интуриста» при посредничестве «Внешторгиздата» тиражировали в ГДР, Финляндии, Австрии, Италии и, конечно, в лучших типографиях Союза. За десятилетия своей эволюции календарные миниатюры союзного «Интуриста» прошли путь от нарочито условной прикладной графики, геометрических изобразительных решений до подхалимски-надоедливых, идеологически приторных, как приевшиеся московские калачи, фотокартинок красного Кремля.

Централизовано рассылавшиеся по всем подразделениям ведомства, календарики эти поступали и в наш город — администрация ялтинского отделения «Интурист» квартировала тогда на первом этаже гостиницы «Ореанда».

Во время развитого дефицита труднодоставаемые интуристовские календари любых размеров были и элементом престижного шика, и содержимым презентов «нужным» людям. Именно в таком качестве увековечены они в комедии «Пена» (1975 год) Сергеем Михалковым.

« — Вот Пал Палыч дал мне задание достать пяток импортных или экспортных календарей, — раскрывал секреты сатирический персонаж, прибывший на деловую встречу с плоским пакетом. — Ну я, естественно, достал. А что мне это, извините, стоило! …» И далее, смакуя презентабельность разнокалендарщинки: «Японский — с дамами. Гейши! Три — «Интурист». Путешествия по СССР. Все — разные…»

Календарная иконография отеля «Ялта» началась в 1976 году, когда первая очередь новой гостиницы в начале Массандровского парка открыла двери для гостей. Первенец — календарик того года, отпечатанный тиражом в десять тысяч, представлял собой разноколеровую эмблему из латинских литер «НУ» на красном поле.

Годом 1979-м датирован повторный календарик такой же «картинки». В пару к нему выпустили миникалендарное изображение усатого подносчика багажа при чемодане с багажным ярлыком «Ялта». 1981-1983 годы — поколение календарных миниатюр с шрифтовой эмблемой отеля и надписью «Welcome!» по фону различных цветовых оттенков: черного, красного, фиолетового, ультрамаринового.

Пять календариков 1987 года составили живописную серию видов Ялты. Эскизы для них в технике «акварель с гуашью» в реалистической манере выполнил ялтинский художник Владимир Яковлевич Кокшенев. Настоящему мастеру даже эти кусочки мелкозернистого полукартона стоят частички сердца. Авторская календарно- живописная интерпретация передает тонкие визуальные ощущения исторических уголков старой Ялты, неповторимую ауру нашего города.

На «ливадийском» календарике данной серии воспроизведено мозаичное изображение архангела, исполненное итальянским мастером Антонио Сальвиатти, что украшает вход в храм — дворцовую церковь Воздвижения Животворящего Честнаго Креста Господня. Автор календарика избрал необычный ракурс: это как бы взгляд изнутри итальянского дворика Ливадийского дворца сквозь изящно приоткрытые кованные ворота патио…

Рекордно большую по тиражу и количеству видов серию изготовили для юбилейного 1988 года в московской типографии Госзнака. Тисненая фольгой надпечатка «Yalta’88 — 150 years» увенчала календарик, получивший у собирателей название «Ялта ночная».

Мглистые полночные тона придают элегическому лунному фотопейзажу города с вершины Поликуровского холма флер манящей притягательности, таинственности, полусна-полуяви. Озарение низринутых во мрак густо-фиолетового календарного пространства самоцветных электроогней вспыхивает под пальцами коллекционера.

Годы 1989-1992 — период следования уже наработанным традициям рекламного показа достопримечательных мест Южнобережья. Особенно хорош благородный, аристократичный календарик 1989 года. Неизвестный фотомастер проявил изобретательность и, чтобы сделать снимок, воспарил на винтокрылой машине ввысь. Фотокамера с высоты птичьего полета панорамирует восхитительный дальний план «Альгамбры» и Львиной террасы Воронцовского дворца в Алупке. Глубокая белая ниша с узорчатой подковообразной аркой покрыта яркими лепными орнаментами. Монументальная лестница с шестью грациозными звериными изваяниями величаво «шествует» к морю. Открывающаяся с небесных высот пленительная перспектива радует взгляд…

После пятилетней паузы издание гостиничных мини-календарей было возобновлено в 1998 году. Рекламный отдел ОАО «Ялта-Интурист» заказывает тиражи фотокалендариков с «портретом» здания гостиничного комплекса в симферопольских типографиях.

Для туристического сезона-2003, к примеру, выпустили три карманных календаря. Лауреат премии АРК, фотохудожник Игорь Красовский сделал пейзажи 17-этажного главного корпуса отеля с трех сторон: запада, востока и юга.

С 1976 года по 2006 год администрация гостиницы «Ялта» выпустила мини-календари 75 видов при общем тираже не менее 700 тысяч экземпляров. Собственные рекламные календарики были у ресторанов «Пекин» и «Аллегро», кафе-бара «Апельсин», дельфинария, других предприятий-арендаторов «коммерческих» этажей. Календариада отеля «Ялта» продолжается…

Недвижимость Ялты

© 2024 - 2003 Новости Крыма, крымская служба новостей