Новости Крыма - крымская служба новостей

Проект Новости Крыма, логотип ©

Сизифовы пересадки

20.12.2007

Всем известна похвальная стратегия исполнительных властей — избавить город от сухостоя и аварийных деревьев. Их действительно много на наших улицах, и СМИ постоянно уделяют внимание опасности, которую представляют для горожан отжившие свой век растения. Каждый раз, заседая, исполнительный орган принимает решения по десяткам таких деревьев

Но в общей массе решений попадаются и больные, и здоровые крупномеры — так называют деревья озеленители.
Читаем официальные документы: «Кедр гималайский, возраст 50 лет, диаметр ствола 34 см, состояние хорошее; кедр гималайский, возраст 30 лет, диаметр ствола 25 см, состояние хорошее; кедр гималайский, возраст 80 лет, диаметр ствола 44 см, состояние хорошее; кедр атласский, возраст 120 лет, диаметр ствола 78 см, состояние удовлетворительное; кедр атласский, возраст 70 лет, диаметр ствола 54 см, состояние удовлетворительное»...
Правда, перечисленные деревья в отличие от многочисленных кипарисов вечнозеленых, ясеней обыкновенных и слив растопыренных обрекаются не на быструю смерть от пилы и топора, а на долгую и мучительную — их будут пересаживать. О том, что после пересадки деревья будут болеть, догадаться может каждый, для этого большого ума не надо.
Чиновники и тут не сплоховали: застройщики откупаются, перечисляя компенсационные взносы на новые посадки и уход за «послеоперационными больными». (О том, что в качестве «компенсации» за взрослые деревья высаживают кусты, «Ялтинский курьер» писал неоднократно, оставим пока эту тему). Заведующий сектором экологии исполкома Александр Грамотенко говорит, что имеется достаточное количество удобрений, которые обеспечат уход за больными деревьями. Начальник КП «Зеленстрой» Владимир Радионовский утверждает, что жесткое обрезание кроны и корней поможет красавцам-кедрам легче перенести пересадку.
О том, какие суммы будут затрачены на перенос конкретных крупномеров, не сообщалось, но совершенно точно известно, что на пересадку и последующий уход за среднестатистическим деревом тратится 30 тысяч гривен! Чтобы пересадить пальму, нужно 10 тысяч. А теперь представьте себе пересадку 120-летнего кедра — дерева, у которого в отличие от мочалистого корневища пальмы корень уходит глубоко в землю? Естественно, он хуже перенесет эту процедуру, а следовательно, и денег на восстановление его здоровья понадобится больше. И никакой гарантии на выживание никто дать не сможет.
Ботаники говорят, что пересадка крупномеров — дело очень хлопотное, причем из хвойных пород наиболее стойкими при пересадке считаются ель обыкновенная, ель колючая и туя западная. Кедры, к сожалению, к стойким породам не относятся. Но даже они пользуются спросом в питомниках: цена за одно дерево колеблется около восьми тысяч гривен.
Все дело в том, что хвойные выполняют чрезвычайно важные санитарные функции: уменьшают бактерицидную загрязненность воздуха и насыщают его различными фитонцидами (веществами, обладающими антимикробными свойствами). А помимо этого, при создании композиций озеленения хвойные деревья ценятся за строгую, но разнообразную форму кроны. Поэтому и спрос на них велик.
Для того чтобы пересадка дерева состоялась, должно соблюдаться основное правило: земляной ком, с которым выкапывают крупномер, должен по размеру соответствовать кроне. Это правило никто не сможет соблюдать при пересадке кедров у волейбольной площадки на улице Краснова — там просто нет такой возможности! Деревья растут у самой подпорной стенки, укрепляя корнями террасу.
На недавнем заседании исполкома мэр потребовал произвести образцово-показательную пересадку именно на этом участке. Решение принято: застройщики получат возможность увеличить площадь жилья к продаже, соответствующие службы — немалые деньги на выздоровление обреченных деревьев, а пресса — еще один шанс поерничать по этому поводу. В проигрыше останется только город, ведь деревьев становится все меньше и меньше.

Наталья Добрынская

© 2024 - 2003 Новости Крыма, крымская служба новостей