Новости Крыма - крымская служба новостей

Проект Новости Крыма, логотип ©

Эпоха театрального возрождения

13.12.2007

Первыми посетителями полностью обновленного театра имени А. П. Чехова станут самые маленькие ялтинцы. Это очень символично, ведь большинство из этих ребят никогда не бывали в театре. Одна из главных достопримечательностей Ялты, знаменитый театр имени А. П. Чехова, больше 10 лет находился в плачевном состоянии, ожидая ремонта

Реконструированный, а точнее — практически отстроенный заново театр встретит маленьких ялтинцев накануне самого волшебного праздника — Нового года. Елочные представления начнутся 28 декабря и продлятся до 7 января.
Надо сказать, что детей и их родителей ожидает множество сюрпризов. Театр имени А. П. Чехова изменился, и эти изменения сказались не только на его «физическом» облике. Старая, как мир, поговорка — театр начинается с вешалки. Уже у самого входа юных посетителей театра будет встречать новогодняя сказка, в которую с головой окунутся гости. Здесь они станут не зрителями, а участниками невероятных приключений в сказочной стране Мульти-Тутти.
По задумке авторов, посетители новогодних представлений должны сами стать частью красочного шоу. Чтобы переодеться в карнавальные костюмы достаточно места в театральном гардеробе. Кроме того, по окончании спектакля праздник продолжится в колонном зале, где уже установлена пятиметровая елка. Там ребят будет ждать анимационное шоу, а после него юные гости получат подарки, оформленные в виде здания театра имени А. П. Чехова.
Немного приоткроем завесу таинственных событий, которые развернутся на театральной сцене в дни новогодних праздников. Злая старуха Шапокляк похищает Дюймовочку и Волшебный фонарик, она хочет помешать жителям сказочной страны встретить Новый год. Барби и ее друзья, герои любимых мультфильмов, справляются с этой проблемой вместе.
Верно говорят: лучше один раз увидеть. Даже из «сырой» репетиции этого новогоднего представления зажигательная энергия актеров бьет ключом. Трудно оставаться на месте в то время, как на сцене и в зале стремительно развиваются события детского мюзикла.
Можно с уверенностью сказать — это зрелище достойно положить начало новой жизни театра.
Кроме того, директор театра имени А. П. Чехова Николай Рудник вышел с предложением подарить одну из новогодних елок мэру.
— Мы позволяем Сергею Брайко провести свою «пиар-кампанию», — рассказал Николай Семенович «Ялтинскому курьеру», — пригласить детей, встретить их в театре, поводить с ними хоровод. Мы готовы предоставить любой день по его выбору. Но такую акцию может провести только первое лицо города, это право мы никому не передадим. Если мэр откажется, значит, мы не будем устраивать такую акцию для горсовета, поскольку хотим в этом мероприятии показать наше уважение к личности городского руководителя.
Хотя официальная церемония открытия театра запланирована на середину января, первые юные гости получат возможность перерезать символическую красную ленточку, за которой их ожидает совершенно новый мир.
После реконструкции театр начинает новую жизнь. Для Ялты десятилетие без театра — целая эпоха. Эпоха, за которую в нашем небольшом городе почти забыли, что такое настоящее высокое искусство.
Пожалуй, с 2008 года можно вести отсчет новой эпохи в жизни города. Пускай это звучит несколько пафосно, но все же будем надеяться, что она станет эпохой возрождения театра. Капитально обновленный театр имени А. П. Чехова должен стать новым центром культуры, который привлечет интерес как ялтинцев, так и гостей курорта.
Театр приводили в порядок под чутким присмотром «Укрреставрации», согласовывая каждый шаг, каждую деталь интерьера. От прошлого осталось пара люстр в холле и стены. Остальные элементы интерьера специально заказывали, сверяясь архивными документами.
В новом театре появится изысканный ресторан почти на сто мест. В его интерьере и дизайне будет ощущаться стиль Франции конца XIX — начала XX веков глазами русского дворянина.
— Мы делаем все в настоящем ялтинском духе, — рассказывает директор театра имени А. П. Чехова Николай Рудник. — Это преломление Франции как культуры, которая нашла воплощение в серебряном веке, в декадентстве. Однако французским ресторан будет только в интерьере. Мы будем продвигать, если можно так выразиться, торговую марку Чехова и его круга общения. Например, в таких блюдах, как «Пирожки по-бунински» или «Салат от Марии Павловны». Мы создаем ресторан европейского уровня, для которого у нас есть выкококвалифицированные профессионалы и современная техника. Все это подразумевает наличие клубной системы. Мы прорабатываем интересный устав клуба, создадим попечительский совет, в который пригласим уважаемых людей города. Конечно, для членов клуба будет разработана система бонусов.
— Вы говорите о клубной политике, стиле. Разумеется, театр — искусство элитарное, не массовое. Тем не менее, предусмотрены ли социальные программы для посещения дорогого, по сути, храма искусства школьниками или, скажем, пенсионерами, которые действительно понимают и ценят театр и помнят его таким, каким он был раньше?
— В том, что будут городские социальные проекты в театре, есть популизм. Мэр говорит, что будут льготные билеты. Но как это возможно? Театр сдан в аренду на определенных условиях, в него вложены большие деньги, около 12 миллионов евро. Город может участвовать в социальных программах только деньгами, у него нет других прав. Мэр не может влиять на ценовую политику, кроме как купив 500 билетов и раздав их ялтинцам. Если вы хотите накормить кого-то колбасой, вы же не заставите это делать мясокомбинат?! Купите колбасу и раздайте ее.
Более того, Сергей Брайко еще пообещал, что в театре будет располагаться симфонический оркестр. Как? Это все равно, что зайти в чужой офис и сказать, что в нем расположится социальная контора. Да это и не нужно. Во-первых, это невозможно из-за отсутствия площадей. Во-вторых, театр не может быть базой симфонического оркестра, потому что у нас другой цикл работы, у нас на сцене стоят декорации, которые используются на следующий день.
Мы всегда вспоминаем, как было раньше. Раньше театр был концертной площадкой Крымской государственной филармонии, которая его эксплуатировала как концертный зал. Раньше была развита система «Укрконцетра», «Союзконцерта», которые позволяли привозить бесплатно коллективы. Им нужно было просто предоставить сцену. Деньги брались из государственного бюджета. Ни филармонии, ни городу это ничего не стоило. И раньше все было иначе.
Наша ценовая политика будет предусматривать градацию цен, которая позволит приходить на спектакли разным людям. На новогодние представления билеты будут стоить от 10 до 80 гривен. За 80 гривен будут хорошие vip-места.
— Нередко встает вопрос о том, что городу необходима собственная театральная труппа.
— Это тоже нонсенс. Чтобы посадить дерево, ему нужна определенная почва, чтобы плоды этого дерева были востребованы. Если мы предложим эту идею о создании муниципальной труппы, возникает вопрос финансирования. Бюджет огромный. Кроме заработной платы, каждая постановка требует средств. Если приглашать выпускников театрального вуза, надо дать как минимум 30 квартир. Им нужна соответствующая зарплата. А за счет чего обновлять коллектив? Кроме того, искусство должно «питаться». Люди должны общаться, а в Ялте это практически невозможно.
В этот театр никто не будет ходить, потому что он будет заведомо плохим, не будет хорошего режиссера, идеи. Ведь когда театр в Ялте только построили, здесь тоже не было труппы, сюда приезжали. Ялта по сути своей город, в который должны приезжать «бренды». Приезжать, а не находиться.
Поэтому, безусловно, правильная политика театра — когда к нам приезжают, а не когда мы «угощаем» театралов продукцией ялтинского производства. На это же никто не пойдет.
Самая большая трагедия — это отсутствие критики, профессионального взгляда во всем: в одежде, во вкусе, в еде. Нам нужна профессиональная государственная критика во всех вопросах, связанных с производством. «Почувствуйте разницу» — блестящий девиз, который, к сожалению, не реализован. Мы ее не чувствуем.
— Николай Семенович, вам, наверное, лучше других знакома ситуация с передачей театра в республиканскую собственность. Расскажите историю вопроса.
— Решения о передаче просто анекдотичны. Театр традиционно находился в бесплатной аренде у Крымской государственной филармонии, но был в коммунальной собственности, таким и остался. Его вовремя не перевели в государственную собственность. Потом появилась идея этот театр отремонтировать. К приезду Людмилы Николаевны Кучмы в 1996 году он был практически разрушен. Отсюда убрали паркет, навесные потолки, убрали стулья — все, что можно было унести, унесли, и превратили театр в руины. Никаких денег не появилось, театр перестал работать. Потом министр культуры нашел 130 тысяч, чтобы просто закрыть его крышей. Но тогда залепили дырявую трухлявую страшную крышу рубероидом. Это, конечно, стоило маломальские деньги. Во время порыва ветра эта крыша сорвалась, было видно, что там просто гнилые подпорки. А перед этим объект был передан в фонд АРК для реставрации.
Хронология такова. Театр разрушили, потом было принято решение о передаче в республиканскую собственность в 1995 году. Ничего не было сделано. В 1998 году его возвращают назад в городскую собственность решением об отмене решения о передаче. В 2000 году его снова передают в республиканскую собственность. По 2004 год театр был в собственности АРК для ремонта. За это время и гвоздя не было вбито!
Есть еще один важный нюанс. В объект «здание театра» входят четыре литера. Объект А это непосредственно строение театра, В — котельная, Г — гараж, Б — отдельно стоящее здание, где расположено Ялтинское отделение Крымской государственной филармонии. Когда в 2000 г. стали передавать театр Чехова в АРК, я добился, чтобы литер Б остался в коммунальной собственности. Ведь если надо реконструировать театр, то это здание ненужно.
В то время обманным путем, на основании решения сессии, где было написано «передать здание театра имени А. П. Чехова в собственность АРК», без указания расшифровки литеров, подготовили документ БТИ, где в скобках расшифровали четыре литера. Во всех имеющихся у меня документах указаны только три. Более того, есть письмо Министерства культуры, в котором просят передать также и объект Б, то есть признают, что в собственности АРК его нет. Однако свидетельство о передаче объекта с четырьмя литерами существует. Идет противоречие между актами БТИ и фактическими решениями о передаче.
Когда в 2004 году возвратили назад весь комплекс, с литером Б, авантюра потеряла смысл.
По договору с ООО «Коммерческая компания» из коммунальной собственности в аренду переданы три литера — А, В, Г. А литер Б остается в коммунальной собственности. Теперь снова идет речь о всех четырех литерах.
Все эти годы за литер Б не платилась аренда. Здание находилось на балансе КП «Театрально-концертный комплекс». Я обнародовал эту информацию, написал письма в прокуратуру. Был объявлен конкурс на аренду этого коммунального имущества. «Коммерческая компания» хотела принять в нем участие и победила бы, потому что это важный объект в комплексе театра. Но в газетном объявлении «нарисовали» портрет арендатора: бюджетное предприятие, которое занимается концертной деятельностью. «Коммерческая компания» не смогла войти в конкурс. Таким образом, Крымская филармония теперь является арендатором этого помещения за 1 гривну.
— То есть решение Верховной Рады — неправомерно?
— Вся предыдущая история говорит о том, что когда театр находился в собственности АРК, ничего не делалось. Только благодаря чаяниям города нашли такого инвестора. По большому счету, арендатору все равно, кто является собственником. Но лучше работать с городом.
— Что город получает от театра в финансовом выражении?
— Около 2000 гривен в месяц. Сумма небольшая. Но арендатор потратил колоссальные средства, предприятие планово убыточное. Более того, будут использоваться средства «Коммерческой компании» на его содержание. Театр не будет самоокупаемым. Ялта получает брендовый объект культуры. Каждый город должен иметь свой бренд. Ялтинский театр имени Чехова возродит ведущие большие театральные проекты.
Автор: Ксения Пустоварова

Ялтинский курьер

© 2024 - 2003 Новости Крыма, крымская служба новостей