Новости Крыма - крымская служба новостей

Проект Новости Крыма, логотип ©

Кинематограф рождался в «Стратеизе»

13.12.2007

В начале 1911 года в прессе появилось сообщение о том, что с «высочайшего соизволения Его Императорского Величества государя императора фабрикант русских кинематографических картин, состоящий в запасе по Войску Донскому есаул Ханжонков приступает к съемкам гражданской батальной картины «Осада Севастополя»

Фильм вышел в прокат под названием «Оборона Севастополя». В нем А. Ханжонков выступил не только как предприниматель, но и как сорежиссер и один из соавторов сценария. Съемки были закончены к осени 1911 года. Но на демонстрацию картины широкому зрителю требовалось высочайшее разрешение, ведь фильм был историческим. О том, как проходила премьера фильма в Ливадийском дворце, мы узнаем из воспоминаний Ханжонкова «Первые годы русской кинематографии»: «В начале ноября 1911 года последовало ожидаемое приглашение из летней резиденции царя, и мы с Гончаровым выехали в Крым… В Ялте, в гостинице «Россия», где мы остановились, все лучшие номера были заняты придворными, для которых не хватало обширных свитских помещений ливадийских флигелей. Раздобыв одни небольшой номер на двоих, мы немедленно направились к цели своего путешествия — в Ливадию…»
После нескольких репетиций с хором и оркестром, проведенных В. М. Гончаровым для того, чтобы достичь полного совпадения с происходящим на экране, начался показ «Обороны Севастополя», рассказывающий о событиях Крымской войны 1853—1856 годов.
Прозвучала увертюра, и на экране появилось название фильма. А. А. Ханжонков вспоминал: »...Я чувствовал себя очень взволнованным: вот сейчас перед всеми зрителями должны будут пройти одна за другой все сцены: каждая из них имеет те или иные недостатки. Эти недостатки я уже десятки раз видел на рабочих просмотрах и уже не мог ни вырезать, ни исправить…»
Больше всего Ханжонкова волновали батальные сцены и штурм союзниками Малахова кургана. Но все шло благополучно, и после нескольких незначительных сцен на экране появился эпизод — «Потопление корабля «Три святителя». И вдруг в зале послышался сдержанный смех. Оказывается, оркестр произвел перестановки в музыкальном оформлении фильма. И когда от затонувшего корабля отплывала шлюпка со спасенной иконой Николая Чудотворца, из-за экрана раздавался разухабистый мотив «Барыни», а затем, во время танца маркитантки — молитвенное песнопение «Спаси Господи». Ханжонков обмер от ужаса. И желал только одного — скорейшего окончания сеанса. Ему казалось, что собравшиеся оскорблены этим представлением. Но в зале раздались аплодисменты. Фильм стал настоящей сенсацией. Игровые эпизоды в нем чередовались с документальными кадрами военных действий, а актеры появлялись на экране вместе с оставшимися в живых ветеранами войны. Это был первый полнометражный фильм, снятый в России. Он длился 1 час 40 минут. На императорскую семью фильм произвел такое впечатление, что после премьеры в Ливадии Ханжонков был удостоен бриллиантового перстня с руки последнего российского императора. Кроме того, Николай II сказал, что кино — настоящее искусство и решил… немедленно обложить его налогом. Разрешение на демонстрацию картины было получено. Ее закупили многие кинофирмы. И она долгие годы с успехом шла на экранах страны.
Снимать кино А. Ханжонков начал в 1907 году. Первым его фильмом была «Понизовая вольница», снятая вместе с кинорежиссером Василием Гончаровым. В 1908 году они выпустили 9 картин. А через семь лет в России снималось 500 картин ежегодно. Метод Гончарова, когда на одной съемочной площадке в день снимались по три фильма, позже был перенят и усовершенствован Голливудом.
Под руководством Ханжонкова, построившего первую в России киностудию в Москве, а затем ее филиал в Ялте, было создано более 300(!) фильмов. Ему принадлежит заслуга открытия звезд немого кино — Веры Холодной и Ивана Мозжухина.
Побывав в Крыму после успешной премьеры «Обороны Севастополя», увидев неповторимую красоту Южнобережья, прекрасные дворцы и парки, А. А. Ханжонков понял, что здесь можно снимать фильмы без больших затрат на декорации и поездки в киноэкспедиции. И решил создать в Ялте филиал своей московской фирмы. В это время в Ялту приехали еще несколько кинопредпринимателей. Самым преуспевающим из них считался И. Н. Ермольев. Он приобрел у некоего Бухштаба дачу под названием «Стратеиз» (предположительно — прибрежная полоса), которая размещалась на набережной за гостиницей «Ореанда». Это был большой участок земли, на котором Ермольев построил стеклянный павильон и начал снимать фильмы с известными артистами.
С 1917 года вся жизнь и деятельность Ханжонкова были тесно связаны с Ялтой. Здесь он создает первую в русском кинопроизводстве съемочную летнюю базу. Из 300 созданных им картин более двадцати сняты в Ялте.
У Ханжонкова работал самый талантливый дореволюционный кинорежиссер Евгений Бауэр. Сыграли лучшие свои роли Вера Холодная, Вера Карали, Иван Мозжухин, Витольд Полонский, Иван Перестиани, Амо Бек-Назаров, Лев Кулешов. О ялтинском периоде своей жизни Ханжонков вспоминал: «…Наученный горьким опытом, я пришел к заключению, что для спокойной и продуктивной работы необходимо иметь на лето специальную базу с хорошо оборудованной лабораторией и площадкой — мой выбор остановился на Крыме, где и солнечных дней в году больше, чем на Кавказе, да и дорожное сообщение гораздо лучше…»
В мае 1919 года газета «Известия Ялтинского военно-революционного комитета» опубликовала постановление о национализации кинематографических фабрик, по которому кинофабрики акционерного общества «А. А. Ханжонкова и Ко», «Товарищество на паях И. Н. Ермольева» и «Русь» торгового дома И. С. Трофимова в Ялте стали собственностью Крымской Социалистической Республики. Все имущество и кинооборудование было свезено на фабрику Ермольева в «Стратеиз». И на ее базе создана Ялтинская киностудия.
Судьба Ханжонкова сложилась трагично. В 1920 году он уехал за границу, но в 1923 вернулся, чтобы помочь становлению советского кино, а в 1926 году его вместе с другими 50 сотрудниками киностудии обвинили в растрате и казнокрадстве. Его уволили с работы. И он уехал писать мемуары в Ялту. Жить ему было не на что. Его проект перевода черно-белого изображения в цвет в 1930-х годах никого не заинтересовал. Ему была назначена скромная пенсия — по выслуге лет. Тяжело больной, прикованный к инвалидной коляске, он, как и все ялтинцы, переживал голодное лихолетье оккупированного фашистами города.
Он умер в 1945 году и похоронен на Ливадийском кладбище. Его имя долгое время даже не упоминалось, хотя на его московской киностудии впоследствии были сняты все шедевры советского кино. В том числе Эйзенштейна, Рома, Юткевича. И только в 1991 году кинотеатр «Москва», где когда-то размещались его павильоны, был переименован в «Дом Ханжонкова», в 1993-м учреждена медаль Ханжонкова за достижения в киноискусстве. И имя включено в энциклопедические справочники всего мира.
Сохраняются пока ялтинские адреса Ханжонкова, дома на улицах Кирова и Боткинской. В августе 1985 года на Поликуровском мемориале был открыт памятник на месте перезахоронения Ханжонкова с Ливадийского кладбища. 8 августа этого года коллектив Ялтинской киностудии отметил 130-летие выдающегося кинодеятеля.
Автор: Татьяна Барская

Ялтинский курьер

© 2024 - 2003 Новости Крыма, крымская служба новостей