Новости Крыма - крымская служба новостей

Проект Новости Крыма, логотип ©

Архитектура Николая Краснова — наследие, досойное подражания

27.01.2007

Архитектурный облик Ялты и сегодня во многом определятся тем, что было создано в позапрошлом и прошлом веках — наследием талантливых архитекторов, создававших южнобережные дворцы и планирующих обычные улицы южной столицы. Едва ли не самым значимым из них был для нашего города Николай Краснов, автор и вдохновитель очень многих проектов, в том числе знаменитого Ливадийского дворца

Автор: Владимир Сергеев

И именно в это время уместно вспомнить о заслугах Краснова: во-первых, 23 ноября 1864 по старому стилю родился будущий мастер архитектуры, а во-вторых, в сентябре этого года торжественно отмечался 95-летний юбилей завершения строительства его детища, Ливадийского дворца. В ходе торжественных мероприятий по этому поводу особо отмечалась и роль архитектора Краснова в создании не только Ливадийского дворца, но и формировании облика города-курорта. Вашему вниманию мы предлагаем текст выступления участника юбилейных торжеств, нашего постоянного автора, архитектора, историка и краеведа Владимира Сергеева, посвященный как раз наследию талантливого архитектора

Дворцы и вожди…

До переезда в крымскую Ялту из Донецка в начале 1970-х годов я практически ничего не знал о творчестве Николая Петровича Краснова. Хотя среди современных специалистов он известен как один из авторитетных архитекторов прошлого. За усердие на творческом поприще Краснов получил многие ордена и награды, в 1913 году его избрали академиком Петербургской Академии художеств, а еще за два года до этого, в 1911 году, был пожалован званием Архитектора Высочайшего Двора, чином статского советника. Некоторые наследователи архитектурного творчества Николая Краснова сравнивают иногда его творческие работы с работами широко известного российского архитектора Франца Шехтеля, который, кстати, всего на два года раньше Краснова окончил тоже Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое в годы их учебы считалось одним из самых престижных в России учебных заведений.

Для меня как архитектора изучение творчества Николая Краснова не по книгам, а наяву началось с Ливадийского дворца и его архитектурного окружения и парковой территории, малых архитектурных форм и ландшафтных композиций.

Занимаясь фрагментарно благоустройством Ливадийского парка, я почувствовал, как бережно относился Николай Краснов к историческому наследию. Разбирая со своей командой старый дворец, он использовал мраморные вазы с карнизного парапета, разместив их на подпорной стене напротив южного фасада нового царского дворца. Но, к великому сожалению, творческую галантность Краснова, который сохранил творение итальянских мастеров для потомков и продлил им «жизнь» в Ливадийском дворцово-парковом комплексе еще на 90 лет, не оценили похитители двадцати одной вазы.

В 1980-е годы ялтинские партийные лидеры предприняли попытку установить на подпорной стене перед главным северным фасадом Ливадийского дворца барельеф вождя мирового пролетариата в честь 60-летия ленинского декрета о курортах. Скульптурная работа была выполнена скульптором Клавдией Федчук на высоком профессиональном уровне. Но установка барельефа вождя с его цитатой не состоялась из-за принципиальной позиции творческих и музейных работников, которые вежливо, но доказали партийным руководителям, что не этично и не «исторично» внедрить в существующий комплекс новые элементы монументальной пропаганды. Квадратные и прямоугольные глыбы из диорита, предназначенные для изготовления барельефа, уже даже были доставлены и сложены на территории оранжереи, а совсем недавно они куда-то исчезли.

…и решетки

Выполняя в свое время проектные работы по благоустройству парка санатория «Днепр» (бывшее имение «Харакс» великого князя Георгия Михайловича Романова), я детально обследовал корпус, автором которого является Николай Краснов, его интерьер и благоустройство вокруг. При знакомстве с архитектурным решением строения я особо обратил внимание на детальную проработку элементов здания и уважение к природному окружению. Здание расположено с учетом пластики и уклона рельефа: с восточной стороны решена парадная часть фасада, с западной на небольшом участке земли создается дачный уют для семейного отдыха и общения с желанными гостями при временном их пребывании в имении.

Костел и водолечебница

В начале ХХ столетия Николай Краснов вел авторский надзор за строительством католического костела на Пушкинском бульваре в Ялте. По проекту здание костела должно было быть увенчано высотным шпилем, объем которого автор решил в неоготическом стиле, однако шпиль в свое время не был достроен. Попытки установить солидный шпиль над костелом предприняла спустя 80 лет архитектурная общественность Ялты. По архивным материалам архитектором-реставратором Юлией Чумазиной был разработан проект, определился подрядчик, нашлись средства для выполнения реставрационных работ, и уже был установлен синий вагончик-бытовка строителей. Но! Развал супердержавы СССР, горбачевская перестройка помешали сделать доброе дело. Сегодня вместо солидного шпилевидного завершения костел имеет скромный треугольный фронтон, сложенный из обычного кирпича.

И еще один случай из моей творческой практики. Занимаясь фрагментарным благоустройством территории санатория «Дюльбер», я получил предложение от руководителя здравницы обследовать корпус №1 (бывшее имение Петра Романова «Дюльбер»): можно ли устроить в нем на первом этаже ванное отделение. Осмотрев предлагаемые для размещения и оборудования водолечебницы помещения, я предложил подумать вместе над другим вариантом. Уж больно мне не хотелось внедрять новую планировку, нарушая историческое и авторское решение дворцовой постройки.

Покидая территорию здравницы, я обратил внимание на полуподвальное помещение мастерских, расположенных около спортплощадки, на которых была выполнена плоская кровля в виде видовой площадки, и подумал: «А что, если над мастерскими надстроить два этажа для лечебницы?» Новой идеей о размещении водолечебницы над мастерскими при следующей встречи я поделился с руководителем здравницы. Выслушав меня внимательно и ознакомившись с первыми эскизами, он согласился с данным предложением. Так состоялся творческий союз архитектора и заказчика, которые решили сохранить архитектурный памятник в первозданном виде.

Учитывая расположение мастерских неподалеку от дворцового комплекса, решенного в восточном стиле, мы с автором проекта Юрием Ершовым решили применить в архитектурном облике нового здания также элементы восточной архитектуры. Это было правильное решение: чтобы новое здание водолечебницы не выглядело инородным объектом рядом с памятником архитектуры конца ХIХ столетия.

И последнее. Николай Краснов заочно научил меня уважать архитектурное наследие большого мастера, который плодотворно и творчески трудился на Южном побережье более 30 лет. Являясь руководителем разработки третьего плана перспективной застройки Ялты в 1890-е годы, он сумел заложить, обосновать и реализовать планировочное решение многих улиц города, сформировать транспортную схему, которая и сегодня служит достойно нашему городу, а его объекты являются историческими и архитектурными памятниками.

Город по достоинству оценил творческие заслуги Николая Краснова, звания и награды, полученные зодчим за творческие дела, и подарил его имя одной из маленьких, но центральных улиц Ялты.

Николай Краснов (1864–1939) — художник, архитектор, академик Санкт-Петербургской академии художеств (1913), с 1888 по 1899 годы являлся городским архитектором Ялты, работал в Крыму до эмиграции в Югославию в 1920 году. Построил на Южнобережье Крыма дворцы Романовых «Харакс», «Дюльбер», Ливадийский дворец, женскую гимназию и мужской пансион в Ялте, Римско-католический костел, храм Александа Невского, имение представителей шведского дворянства Комстадиусов в Мисхоре (ныне — санаторий «Марат»), портал купалень Роффе на Набережной и ряд других зданий.

Недвижимость Ялты

© 2024 - 2003 Новости Крыма, крымская служба новостей