Новости Крыма - крымская служба новостей

Проект Новости Крыма, логотип ©

Без Марии Павловны и каша не варилась

12.01.2007

50 лет назад (15 января) ушла из жизни сестра Антона Павловича Чехова. Могилы Марии и Михаила Чеховых на старом ялтинском кладбище скромны и непритязательны — такие же, какими были при жизни сами Чеховы

Простота, искренность и человечность всегда были и остаются синонимами всемирно известной фамилии, которая вошла в историю Ялты. Приехав сюда однажды, Мария Чехова осталась в городе навсегда: горожанкой, хранительницей музея, депутатом горсовета — легендой о ялтинской духовности.

Любимица отца, помощница матери, Маша росла с пятью братьями, но так сложилось, что с самого раннего детства она больше всех дружила с братом Антошей, любила его за мягкий характер и веселый нрав. Когда в 1884 году вышел первый сборник Чехова «Сказки Мельпомены», он подарил своей юной сестре одну из первых книг, сопроводив подарок надписью: «Другу и приятелю Марии Павловне Чеховой от собственного ее братца автора Чехонте». Эта надпись определила всю жизнь Марии Павловны — другом и приятелем она оставалась для брата всю его жизнь до последних дней.

В 1874 году Маша поступила в таганрогскую гимназию, но через два года, когда разорился отец, учебу пришлось прервать. Спасаясь от долговой тюрьмы, Павел Чехов был вынужден уехать в Москву, а через некоторое время вместе с матерью и младшим братом к нему приехала и Маша. Павел Егорович долго не мог устроиться на работу. Семья терпела большую нужду, Маша вязала для продажи шерстяные платки и помогала матери по хозяйству. Только через год она смогла продолжить обучение: поступила в московское епархиальное училище.

С приездом Антона Павловича в Москву жизнь постепенно улучшалась. Брат зарабатывал литературным трудом, Маша вела домашнее хозяйство. В общих заботах о семье они еще больше сдружились.

Мария Павловна, закончив училище, стала домашней учительницей, однако решила продолжать образование. Она поступила на Высшие женские курсы профессора Герье. Лекции на курсах читали профессора Ключевский, Лопатин и другие видные представители русской науки.

Антон Павлович внимательно относился к занятиям сестры, старался развить в ней самостоятельность. Брату Александру, который все еще считал сестру маленькой девочкой, он писал: «Ей целуют руки Пальмины, Кругловы, Немировичи-Данченко, все те, коим молятся в Таганроге. Она умнеет с каждым днем». И в другом письме: «Она... на курсах, засела за серьезную науку, стала серьезной... Ничем не хуже теперь любой тургеневской героини...»

В годы учебы Мария Павловна подружилась со многими курсистками. Молодежь часто собиралась у Чеховых: девушки-курсистки, друзья Чехова — студенты-медики и юристы. Они читали, спорили, обсуждали рефераты, пели и танцевали. Некоторые из этих девушек остались друзьями Чеховых на всю жизнь.

С детства Мария Павловна проявляла склонность к рисованию. А в эти годы стала серьезно заниматься живописью, посещала вечерние курсы Строгановского училища. У нее были незаурядные способности, ее становлению помогали известные художники К. Коровин и В. Серов. Антон Павлович всячески поощрял занятия сестры живописью, они часто бывали вместе на выставках. О ее живописных работах художник Иван Левитан писал Чехову: «Мария Павловна сделала огромные успехи в живописи! Экие вы, Чеховы, талантливые!»

Мария Павловна всегда старалась создать благоприятную обстановку для работы брата, всячески помогала ему: ходила с поручениями по редакциям, приносила корректуры, книги из библиотеки. Антон Павлович полностью доверял ей решение всех хозяйственных вопросов. Если в семье возникал вопрос о снятии новой квартиры, о переезде на дачу, решающее слово было за Марией Павловной.

Сестра во всем помогала брату-писателю: когда Чехов собирался в поездку на Сахалин, Мария подолгу сидела в Румянцевской библиотеке, делая выписки из книг по различным вопросам, интересовавшим брата. Ее очень тревожила предстоящая разлука с братом. Чехов писал А. С. Суворину: «Я еще не уехал, а сестра уже начала скучать. Без меня ей придется плохо. Посылаю ее недели на две в Крым».

Почти все письма Чехова родным адресованы Марии Павловне. «Письма, адресуемые на имя Маши, могут быть читаемы всею семьей, — писал он, — если случится писать секрет, то на адресе будет написано «ее высокоблагородию». Это помните. Всякое письмо с «ее высокоблагородием» может быть распечатано только Машей...»

Путешествие было трудным, даже опасным для жизни; зная это, писатель сообщал А. Суворину: «В случае утонутия или чего-нибудь вроде, имейте в виду, что все, что я имею и могу иметь в будущем, принадлежит сестре; она заплатит мои долги».

Вернувшись с Сахалина, А. П. Чехов организовал сбор учебников и учебных пособий для сахалинских школ и библиотек. Большую помощь ему оказывала сестра: она собирала книги среди учителей гимназии, своих знакомых и подруг. Всего было послано на Сахалин более четырех тысяч книг.

Однажды, когда Мария Павловна уехала в Сумы к Линтваревым, Антон Павлович в шутливом тоне писал: «Возьмите длинную хворостину и погоните Машу домой... ибо Маша нужна, и отъезд ее произвел такой же беспорядок, как если бы с неба вдруг исчезли все звезды». В письме к А. И. Смагину, помогавшему Чехову в поиске имения, он сообщал: «Мария Павловна у нас главная, и без нее каша не варится. Я полагаюсь во всем на нее».

Мария Чехова занималась не только хозяйством. Она помогала брату в его общественной работе: приняла активное участие в постройке школ в Палеже и Новоселках. По ее плану была построена школа в Мелихове. Чтобы собрать деньги на постройку школы, она продала урожай яблок из мелиховского сада, выпросила у И. И. Левитана два этюда и разыграла их в лотерее, устраивала благотворительные концерты и спектакли. Тысячу рублей на школу дал ей Антон Павлович. В 1899 году школа была построена.

Живя в Мелихове, Чехов лечил крестьян, Мария Павловна и здесь помогала ему: заменяла медицинскую сестру при приеме больных и несложных хирургических операциях, заведовала домашней аптекой.

Когда в Ялте был куплен участок земли, Мария Павловна приняла участие в составлении плана дома. О постройке ялтинского дома Чехов сообщал сестре: «Аутская дача будет и красива, и удобна. Тебе и мамаше очень понравится...»

В начале сентября 1899 года Мария Павловна вместе с матерью Евгенией Яковлевной приехала в Ялту. Она приводила в порядок и обставляла комнаты, вместе с братом благоустраивала участок, сажала деревья в саду, ухаживала за цветами.

Летние и зимние каникулы Мария Павловна неизменно проводила в Ялте. О приобретении маленького домика на берегу моря в Гурзуфе в январе 1900 года Чехов с радостью сообщил сестре: «Я купил кусочек берега с купаньем и с Пушкинской скалой около пристани и парка в Гурзуфе. Принадлежит нам теперь целая бухточка, в которой может стоять лодка или катер. Дом паршивенький, но крытый черепицей, четыре комнаты, большие сени».

Мария Павловна обрадовалась этому известию. С каждым приездом Крым ей нравился все больше и больше. «Дорогой Антоша, я бесконечно рада, что ты купил берег моря, — писала она, — Мое удовольствие по этому поводу разделяет Книппер. Жду с нетерпением лета переедем в Гурзуф и будем тихо и мирно жить, и, кроме Ольги Леонардовны, никого не пустим».

В июле 1901 года Антон Павлович с Ольгой Леонардовной приехал в Ялту, лето провели с Марией Павловной и матерью. Позже в Москве сестра Чехова и его жена Ольга Леонардовна жили вместе, изредка к ним приезжал Антон Павлович. Летние месяцы проводили в Ялте и Гурзуфе.

В 1901 году Чехов написал свое завещательное письмо. Оно было адресовано сестре: «Милая Маша, завещаю тебе в твое пожизненное владение дачу мою в Ялте, деньги и доход с драматических произведений, а жене моей Ольге Леонардовне — дачу в Гурзуфе и пять тысяч рублей. Помогай бедным. Береги мать. Живите мирно».

После смерти брата М. П. Чехова сохранила его комнаты в неприкосновенности для себя и своих близких, ей не хотелось нарушать покой в комнатах Антона Павловича — там так все напоминало о нем, что казалось, будто он находится где-то рядом.

По решению Ялтинского исполкома в 1957 году имя Марии Павловны Чеховой было присвоено парку, который расположен над домом Чехова, у подножия десятого микрорайона. Но памятную доску у входа о том, что это «Парк имени Марии Павловны Чеховой», так и не установили, и теперь мало кто помнит, что это общественное место носит ее имя.

Автор: Алла ХАНИЛО, заслуженный работник культуры АРК, лауреат премии имени А. П. Чехова.

Ялтинский курьер

© 2024 - 2003 Новости Крыма, крымская служба новостей