Новости Крыма - крымская служба новостей

Проект Новости Крыма, логотип ©

Балаклава. Эпоха возрождения

29.10.2014

Об особенностях и первых итогах открытого три месяца назад туристического маршрута на базе Историко-архитектурного комплекса набережной Балаклавы .

Инициаторы нового туристического маршрута ЧАО «Маринсервис» главной своей задачей считали показать, как возрождается всеми любимый облик Балаклавы эпохи А.Чехова, А.Куприна, И.Бунина, А.Грина, А.Ахматовой и по какому пути это возрождение должно идти. Кроме того, среди целей – познакомить туристов с одним из исторических периодов Балаклавы, которой 2,5 тысячи лет, а также показать уникальность реставрационных работ - дома городского головы Михайли, дачи актрисы Соколовой с главным корпусом и большим флигель, а также дачи врача Педькова.

Об интересе к туристическому маршруту «Балаклава. Эпоха возрождения» и посещаемости объектов - интервью с сотрудником Центра историко-градостроительных исследований, научным консультантом проекта реставрации и воссоздания памятников архитектуры на набережной Балаклавы Татьяной Бажановой.

- Прежде, чем говорить об уникальности, архитектурно-исторической ценности возрожденных объектов, могли бы Вы рассказать об истории места, где они находятся?

- Рассказ об этой местности у входа в Балаклавскую бухту и у подножия Генуэзской крепости – обязательная часть туристического маршрута. Экскурсоводам предоставлены все исторические материалы, в том числе наработанные мной. Если быть очень краткой, то Южная часть восточного берега Балаклавской бухты, у подножия Крепостной горы или горы Кастрон, увенчанной генуэзской крепостью Чембало, стала осваиваться в конце ХIХ - начале ХХ веков и получила название Новой набережной. Крепостная гора, ниже стены средневековой крепости Чембало, была разбита на террасы. К 1910 году Новая набережная была уже застроена.

Первый из четырех реставрированных зданий - дом городского головы Михайли, построенный в начале 1900-х годов в модном тогда стиле исторического модерна. Можно предположить, что образцом для дома Михайли послужила вилла в Фогтланде, конца ХIХ века, архитектора Ольсница.

К 1909 году одновременно с домом Михайли, сразу за ним в начале Новой набережной, в том же стиле европейского альпийского загородного дома-шале, были построены три здания, два из которых были утрачены полностью еще в 1980-х годах.К середине 1900-х годов были возведены два крупных здания дачи Соколовой, маленький домик вверху участка уже существовал. Именно в этом маленьком одноэтажном флигельке останавливалась в гостях у Соколовой Леся Украинка. После 1906 года самым последним на Новой набережной, рядом с этим дачным ансамблем, строится большой дом-дворец, принадлежавший Вере Леонидовне и Софье Леонидовне Муравьевым, в стилизованных формах итальянского ренессанса.

К сожалению, в послевоенные годы дворец Муравьевых, неизвестное здание и маленький флигель дачного ансамбля Соколовой были также утрачены полностью. Из трех дач в стиле шале, в сильно измененном виде некоторое время сохранялся только один из коттеджей Сербиной, к фасаду которого в начале 1970-х годов был пристроен дебаркадер, однако в 1980-1990-е годы был утрачен и этот коттедж.

Основное здание дачи актрисы Соколовой и большой флигель использовались воинской частью и были частично искажены перестройками. Затем основное здание было заброшено и в течение многих лет постепенно разрушалось. Большой флигель находился в состоянии нецелевой эксплуатации до 2000-х годов.

Ансамбль дачи Соколовой особенно интересен своим оригинальным стилем, фасады решены в схематизированных классических формах. Капители, колонны, кронштейны, наличники, карнизы, сандрики сведены к простым геометрическим телам: кубу, конусу, бруску, доске, цилиндру и т. д. Однако, архитектурные элементы остаются хорошо узнаваемыми и, наряду с сохраненной гармоничностью ордерных пропорций, приобретают почти гротескную выразительность. Этот дерзкий прием характеризует специфические эстетические поиски архитектурной мысли начала ХХ века.

Самым крайним на Новой набережной был дом врача Педькова. Относительно небольшое здание дачи врача по своим объемно-композиционным и стилистическим особенностям отвечает расположенному напротив, на западном берегу бухты, охотничьему домику князя Юсупова.

- Ещё до открытия маршрута появилась информация, что о якобы разрушенном доме Ивана Бунина на месте, где сегодня расположен комплекс. Что Вы можете сказать об этом?

- Являясь одним из авторов двух историко-архитектурных планов Севастополя, которые считаются государственными документами, за 30 лет изучения мной истории архитектуры Севастополя и Балаклавы я никогда не встречала сведений о доме Ивана Бунина не только в той части набережной, где была произведена реставрация архитектурного комплекса, а и где-либо в других районах города.

Однако после такого заявления мною и моими коллегами на протяжении последних трёх месяцев проведены дополнительные исследования. В результате нами так и не были найдены, хоть какие-то факты, упоминания историков, жителей Балаклавы о доме Ивана Бунина.

Сегодня с уверенностью можно утверждать, что русский писатель, поэт Иван Бунин не имел своего дома в Балаклаве, поэтому всяческие заявления о том, что при реставрации Историко-архитектурного комплекса был разрушен дом писателя, не соответствует исторической правде.

Один из исследователей, историк, знаток истории Балаклавы Владимир Шавшин, написавший несколько книг, исторических очерков о городе, лишь упоминает о приезде Ивана Бунина в Балаклаву к родственникам жены, Анны Николаевны Цакни, в 1898 году. Однако никаких упоминаний о том, что у Бунина был дом в Балаклаве, нет. Историк архитектуры также уточнила, что в 1907 году в верхнем флигеле дачи актрисы Соколовой, который не сохранился до начала реставрации Историко-архитектурного комплекса набережной Балаклавы, жила непродолжительное время во время лечения писатель и поэт Леся Украинка.

- Перед тем, как начать восстановительные работы, были проведены экспертизы объектов. Что они показали?

- В результате проведенных предреставрационных натурных исследований было установлено, что памятники находятся в катастрофическом состоянии и все имеют значительные искажения. Так, в доме Михайли были не только утрачены верхняя часть, первоначальная кровля и некоторые архитектурные детали, заложены первоначальные проемы, но, что самое главное, за время пока здание было заброшено, полностью разрушены перекрытия и вырезаны несущие металлические балки.

Стены буквально покачивались от ветра, так как был утрачен конструктивный каркас – связь стен и перекрытий. Та же картина наблюдалась и в корпусах дачи Соколовой: почти полностью разрушена крыша, отсутствовали междуэтажные перекрытия, вырезаны несущие металлические балки. Несущие продольные стены и стены лестничной клетки имели многочисленные трещины и частично были разрушены.Инженерные и технологические исследования показали, что прочность конструкций и самого материала кладки стен – камня известняка утрачены полностью.

- Исходя из результатов исследования, какое решение было принято по воссозданию объектов?

- Архитектурные элементы и детали, а также обмеры послужили основой для воссоздания первоначального облика здания. Архитектурные элементы из тесаного камня обмерены и вычерчены в крупном масштабе с разрезами, фиксирующими рисунок профилей. Пронумерованы и проинвентаризованы камни, из которых выложены архитектурные детали, для последующего воссоздания объектов.

- Насколько точно были воспроизведены первоначальные здания?

- Архитектурный облик воссоздан полностью, несохранившиеся и утраченные детали воссозданы в прежнем виде по обмерам и фотофиксации. Количество архитектурных деталей, которые были утрачены совершенно, не могли быть обмеряны и потому воссоздавались по старым фотографиям и по аналогам, и таких не более 2-3%.

Поэтому четыре возрожденных объекта вернули и утраченную архитектурную среду этого участка набережной, и при взгляде с бухты или противоположного берега являют отрадную картину «ожившей» дореволюционной открытки, в противовес руинированным до сих пор и искаженным памятникам на западном берегу, «задавленным» не слишком уместными новостройками.

Поэтому воссоздание памятников, потребовавшее весьма значительных средств и усилий, может заслуживать только благодарности. Уникальность в том, что это редкий случай, когда руинированный памятник архитектуры, в таком тяжелом, безнадежном с технической точки зрения состоянии, отреставрирован и воссоздан.

- То есть объекты могут осмотреть свободно, как организованные туристы, так и одиночные?

- Доступ к объектам был открыт с июня 2011 года, с тех пор, как закончилась реставрация архитектурно-исторического комплекса. До этого времени, доступ к этой зоне был закрыт. В ХIХ – начале ХХ вв. здесь была частная закрытая территория. В советские времена сюда попасть было также невозможно, потому что здесь располагалась воинская часть.

За три года прошедших после окончания реставрации объектов с ними смогли свободно ознакомиться сотни тысяч человек. После открытия маршрута три месяца назад историко-архитектурный комплекс, который вместе с Генуэзской крепостью стал визитной карточкой Балаклавы, смогло посетить ещё большее количество людей.

Михаил Добровольский

Новости Крыма

© 2024 - 2003 Новости Крыма, крымская служба новостей