Новости Крыма - крымская служба новостей

Проект Новости Крыма, логотип ©

Кладбищенские страсти в Ялте

02.07.2010

Проблема с определением места расположения нового кладбища остро стоит в Ялте уже более трех лет. Но с началом лета жаркие споры вокруг этого вопроса разгорелись с новой силой. Проводятся заседания и встречи с общественностью, но решение проблемы, устраивающее всех, так и не найдено

К строительству нового кладбища все готовоНа территории города находятся два функционирующих кладбища. Правда, назвать их работающим в полную силу довольно сложно. На «старом» кладбище с 1981 года проводятся только захоронения родственников похороненных на этом кладбище. А на «новом» кладбище территория с выделенной под него площадью 5,09 гектара уже к 1987 году была полностью занята и расширилась сейчас до 25 гектаров. Места попросту больше нет, и захоронения производят в проходах и проездах между могилами. На кладбище не то что проводить захоронения — по нему попросту передвигаться невозможно: асфальтированные дорожки перерыты, асфальт где-то убран, где-то возвышается горой.По результатам проведенных за последние три года изыскательских работ по определению месторасположения нового кладбища самым подходящим оказался участок площадью 14,85 гектара, расположенный севернее Васильевки. Этот участок ранее принадлежал государственному предприятию «Гурзуф», но длительное время не использовался для выращивания сельскохозяйственных культур вследствие экономической нецелесообразности. Было получено согласие ГП «Гурзуф» на отвод этого участка, и Министерство аграрной политики Украины согласовало изъятие данного участка. В конце 2007 года в соответствии с решением исполнительного комитета Ялтинского городского совета управлению городского хозяйства Ялты было дано разрешение на проектно-изыскательские работы по объекту «Строительство городского кладбища в районе Южного портала Ялты». Проект был разработан, и в соответствии с законодательством Украины по нему было получено положительное комплексное заключение государственной экспертизы «Укргосстройэкспертиза» Ялты. Оно было получено на основании заключений Государственной экологической экспертизы, Государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы МОЗ Украины, ЯГУ ГУ МЧС В АР Крым, Казенного предприятия «Южэкогеоцентр» Государственной геологической службы Минприроды Украины, Крымского противооползневого управления. Так что строительство нового кладбище можно было бы и начинать. Но…Первый раунд — ничьяСо строительством кладбища не согласны жители Васильевки, существующая там общественная организация и члены некоторые других общественных организаций. Именно представители этих «других» организаций сорвали заседание общественного совета 14 июня, посвященное как раз вопросу расположения нового городского кладбища. Они практически 20 минут не давали выступить по существу вопроса главному архитектору города Владимиру Приступе, а затем заместителю начальника УГХ. Даже оглашенные официальные заключения по пригодности участка для строительства кладбища и детальные разъяснения, как будут проходить строительные работы, где пройдут дороги, сколько необходимо на это денежных средств, не успокоили «правдоискателей-общественников». Они кричали, махали руками, топали ногами. В итоге никакой резолюции принято не было, и все разошлись, так и не услышав, и не поняв друг друга.Кладбищу все равно бытьОбщественные слушания по этому вопросу состоялись 23 июня. На этот раз на нем присутствовал городской голова Сергей Брайко и были приглашены жители Васильевки. В большом зале горисполкома собрались 337 человек. Жители Васильевки были настроены аггресивно, в руках у многих были плакаты. Однако до размахивания плакатами дело не дошло, так как всем еще до начала слушаний объявили, что это не митинг, лозунги и транспаранты здесь не приемлемы. Хотя слушания начались практически так же, как и недавнее заседание, — с криков «правдоискателей», правда, в этот раз один из них взял в руки мегафон, боясь видимо того, что зал по размеру больше и их не услышат. Жители Василевки и других районов Ялты, подначиваемые «мегафонным зазывалой», дружно скандировали: «Позор, позор, позор!» Правда, чему именно позор, было непонятно, так как никому выступить на трибуне не давали. Специалисты, пришедшие на общественные слушания, не могли выступить и привести те данные и заключения, которые они имеют. Многочисленные попытки городского головы объяснить присутствующим, что необходимо дать возможность выступить специалистам, а потом все желающие выскажут свои мнения, долго не имели результата. И только тогда, когда все «несогласные» в знак протеста покинули зал, все, кто пришел действительно слушать и высказывать мнения, начали работать. Все выступившие рассказали о тех изысканиях, которые проводили институты и учреждения, о пригодности только этого участка из всех возможных на территории Большой Ялты под строительство кладбища. Специалисты высказали свое мнение по поводу строительства кладбища: строить его необходимо, так как мораторий на смерть ввести никто не может. Общественные слушания дали все-таки хоть небольшой, но результат: была организована согласительная комиссия, которая проведет заседание, подготовит все необходимые материалы и вынесет вопрос о строительстве нового кладбища в районе Южного портала Ялты на сессию городского совета. Дальше — дело за депутатами горсовета.Кладбища — часть культуры народаПретензии жителей Васильевки о том, что они будут жить возле кладбища, во-первых, не соответствуют действительности, во-вторых, люди всегда жили возле кладбищ. Да и сейчас улицы Украинская и Грибоедова — в двух шагах от «старого кладбища», что значительно ближе, чем предполагаемая «новостройка» от Васильевки.В любом городе кладбища находятся в центре города. Например, в Феодосии ворота на старое кладбище (со склепами) выходят прямо на автовокзал, получаются эдакие «ворота города». Ялтинское мемориальное кладбище на Поликуровском холме — один из туристических объектов, а что уж говорить о легендарных парижских некрополях. А Севастополь вообще с гордостью внесен в Книгу рекордов Крыма как «город с наибольшим в Крыму количеством кладбищ». Кроме античного некрополя Херсонеса-Таврического и 11 сохранившихся гражданских кладбищ (из них 5 действующих, не считая сельских погостов, входящих в административную черту города), в Севастополе и его окрестностях имеются кладбища периода Крымской войны 1853-1856 годах: Братское (кроме него было не менее 12 русских военных кладбищ, ныне уничтоженных), Еврейское, Французское, Английское, Итальянское (последние основательно разрушены). От Великой Отечественной войны осталось 19 кладбищ и несколько десятков братских могил.Нередко способы захоронения и, соответственно, комплексы этих захоронений являются такой же визитной карточкой народа или страны, как национальная одежда или кухня. Недавно ресурс LiveScience.сom составил своеобразный рейтинг самых необычных способов захоронения. Так, сторонники зороастризма считали, что тело не должно загрязнять землю после смерти. Тело относили на «башню молчания» (обычно на горном плато) и оставляли на волю животных и стихий. Когда же оставались одни кости, их уничтожали специальным раствором. После смерти богатых викингов их тела помещались на лодки с едой, драгоценностями, оружием и даже иногда со слугами и животными. Затем лодки либо закапывали, либо отправляли в открытое море. На Бали похороны представляют собой почти карнавал. Похороны весело проходят по улицам к месту захоронения, где тело помещается в церемониальный ящик и сжигается.Мумии древнего Египта, пожалуй, являются самыми известными мертвецами на планете. Мумификация включала в себя удаление всех органов, включая мозг, но при этом считалось, что эта процедура сохраняет душу для ее путешествий по загробному миру. Впрочем, и в XX веке из мертвецов делали мумии, одна из них находится в столице России, в пирамиде со словами «Ленин».Что касается сегодняшнего дня, то иногда богачи, умирающие от неизлечимых болезней, завещают поместить себя в криогенную камеру, в надежде, что в будущем наука сможет победить их недуг. Вот только на данный момент нет технологии разморозки тел без нанесения повреждений.И в заключение — о самом необычном на планете отношении к мертвецам, которое до сих пор принято на Мадагаскаре. Мало того, что там похороны нередко принимают форму карнавала, а «прогул» этого мероприятия считается жутким грехом, так есть еще и уникальный обряд фамадихана. Бывает так, что кому-то из малагасийцев во сне или даже наяву является дух умершего родственника и жалуется, что ему неуютно на том свете. Родственники почившего устраивают богатый пир, на который приглашают гостей. Потом самые близкие отправляются к могиле, разрывают ее и достают останки, которые приносят домой, моют и заворачивают в новый чистый саван. После этого собравшиеся приходят поприветствовать покойного и просят его принять участие в пиршестве. Иногда собирается большая процессия, которая носит останки по деревне, чтобы показать усопшему места, где он любил бывать при жизни. Когда наступает вечер, умершего относят на кладбище и трижды обносят вокруг могилы. Это нужно для того, чтобы он не мог выбраться оттуда и навредить живым. На этом фамадихана считается законченной.Мы спросили у ялтинцев: Решил бы крематорий проблему строительства нового кладбища?Инна Корсак, домохозяйка:— Нет, это не наши традиции. И, я думаю, большинство жителей Ялты против крематория.Галина Горина, менеджер турфирмы:— Лично я против крематория. Хотя, в принципе, какая разница — хоронить или кремировать.Мишет Барабаш, студент:— Я за крематорий. Кладбища не экологичны и не эстетичны.Александр Слободенюк, кровельщик:— Однозначно я против крематория. Мы — христиане, и по нашим верованиям мы должны погребать усопших в земле.

Виктория Шевченко

© 2024 - 2003 Новости Крыма, крымская служба новостей