Новости Крыма - крымская служба новостей

Проект Новости Крыма, логотип ©

Бонсай: увидеть великое в малом и зеленом

24.06.2009

Увлечение миниатюрными пейзажами появилось у ялтинца Игоря Кравченко десять лет назад. И теперь, утверждает мастер, его выставка бонсай — едва ли не единственная в своем роде на территории СНГ

Бонсай в переводе с японского «дерево на подносе». Возникло это искусство в китайских монастырях, откуда в средние века проникло в Японию, а позже — распространилось по всему миру. По различным утверждениям, начало своей истории бонсай получил около 4000 лет назад. Есть также мнение, что во времена правления династии Хань (202 год до н.э. — 220 год н.э.) император соорудил миниатюрную ландшафтную копию своей империи с реками и горами, лесами, дабы созерцать все свои владения одним взглядом из окна. Он под угрозой репрессий строго запретил кому-либо делать что-либо подобное.Интересно, что некоторые европейцы вплоть до 1930-х годов воспринимали бонсай примерно так же, как сейчас некоторые относятся к изделиям из натурального меха и кожи. Многие жалели (!) «бедные» деревца, которые подвергались «пыткам и мучениям» со стороны мастеров. Лишь после 1935 года «зеленые» экстремисты Запада признали бонсай как искусство.В культуре бонсай широко используют более 400 видов растений. Среди них наиболее популярны хвойные: различные виды сосен, можжевельники, туи, кипарисы, ели, лиственницы, криптомерия японская. Они достаточно жизнестойкие и в коллекциях мастеров бонсай нередко переживают своих сородичей в природе. Их используют при создании почти всех известных стилей бонсай. А вот ялтинский мастер Игорь Кравченко предпочитает деревья, растущие в Крыму.Свободно растущие, наклоненные ветром, сломленные ураганом или ниспадающие миниатюрные деревья — все это бонсаи Игоря Кравченко. Большинству этих деревьев уже по нескольку десятков лет. Одним — 20, а другим — больше ста. В межсезонье Игорь Борисович отправляется в горы — на поиски героев будущих произведений. Ему нужны только самые-самые упорные и настойчивые экземпляры, цепляющиеся за жизнь своими замысловато скрюченными корнями. Достойных Игорь Кравченко потом высаживает в горшки и уговаривает расти так, как требуется для сюжета.— Самое сложное и малопопулярное направление — бонсэки — образы из необработанного камня, — признается автор выставки. — Не всем удается увидеть в обычном булыжнике шедевр.Самым же интересным направлением Игорь Кравченко называет сюисэки — в переводе «вода и камень». Вода, соответствующим и умелым образом введенная в ландшафт в качестве элемента композиции, всегда привносит в бонсай ни с чем не сравнимый колорит. Хотя настоящая вода никак не может присутствовать в миниатюрном ландшафте, тем не менее, иллюзия ее присутствия порой достигается с большой степенью достоверности. Ручей с песчаным или гравийным дном, усеянным круглыми, обточенными водой камешками; берега, покрытые подходящей растительностью, позволяют вообразить стремительно несущийся поток или спокойно текущую реку. Так в коллекции Игоря Кравченко появились и японские поселения, и крымские пейзажи — Аю-Даг и Ласточкино гнездо.Все свои работы он делает сам. Рассказывает, самое сложное — выносить идею. На это может уйти несколько месяцев, а уже через пару недель рождается шедевр. — У каждого — своя история, — рассказывает Игорь Кравченко. — Одна из композиций переносит нас во времена, когда на Земле жили динозавры. Другая рассказывает о затонувших кораблях, пиратах и сокровищах. Одной из любимых работ мастер называет «Встречу на мосту»: в Китайском море на большом острове, в большом доме жила прекрасная девушка. А на другом острове, маленьком, в маленьком доме жил молодой человек. И они вообще не знали друг друга, потому что не было моста между островами. Но как-то ночью кто-то этот мост построил. Как они обрадовались! Тут же вышли из своих домов и встретились. И им стало настолько интересно вдвоем, что они так и стоят, не могут наговориться.Свои работы Игорь Кравченко не продает. Говорит, если продать, то эксклюзив запрут в какой-нибудь комнате и никто ничего не увидит. Поэтому Игорь Кравченко вот уже несколько лет подряд делает выставку для ценителей «Большого в малом».

Кристина Шапран

© 2024 - 2003 Новости Крыма, крымская служба новостей