Новости Крыма - крымская служба новостей

Проект Новости Крыма, логотип ©

В Ялте состоится премьера немецкого фото-фильма «Дама с собачкой»

03.12.2009

4 декабря, в пятницу, на белой даче А. П. Чехова в Ялте состоится премьера уникального фильма, созданного по рассказу «Дама с собачкой». В декабре 1899 года увидел свет самый ялтинский из рассказов Антона Павловича. Таким образом, показ нового фильма, созданного Юлием Колтуном в Гамбурге, совпадает с официальным 110-летием произведения

Эта экранизация, безусловно, необычна. Зритель помнит советский художественный фильм, поставленный в 1960-м году Иосифом Хейфецом. Говорят, сам Мастроянни белой завистью завидовал Алексею Баталову, который сыграл Гурова, настолько известному актеру самому хотелось воплотить этот образ в кадре. Этот фильм помнят многие и из тех, кто его помнит, любят его все.Однако, вспомним курьезный отзыв безымянного школьника, опубликованный в журнале «Советский экран» в рубрике «Письма читателей». Ребенок совершенно искренне написал: «дама — так себе, а собачка мне понравилась». Согласитесь, эти слова бесхитростного дитяти нисколько не бросают тень ни на Ию Саввину, ни на Баталова, ни на Мастроянни, ни на — в конце-концов — Чехова. Просто школьнику не по развитию исследовать лабиринты взрослых отношений. Той любви, которая, по словам русского философа В. Розанова «замутнена сексом». Школьнику интересны собачки.Эта метафора истории не напрасно приведена в анонсе Ялтинской премьеры. У этого фотофильма очень мало надежды быть благосклонно принятой людьми, которые судят о любви понаслышке. Боюсь, здесь они могут столкнуться с вечным чувством, которое, к несчастью, дано пережить не всем, но от встречи с которым не застрахован никто.Кинолента Юлия Колтуна — это, как если бы фотограф, следуя по пятам за героями чеховского рассказа, «схватывал» самые характерные и самые эмоциональные моменты развития отношений.Сам по себе жанр не новый. Фотофильмы начали снимать во второй половине ХХ века и с успехом делают до сих пор. Правда, оговоримся: как правило, это — краткометражки. И, как правило, их не много. Уникальность этой ленты в том, что фильм снят «в полном метре» и то, что текст Чехова без купюр и изменений взят за канву.Юлий Борисович Колтун родился в 1945 году в Ленинграде. В прошлом он ленинградец, сейчас житель Гамбурга. Пятнадцать лет прожил за границей, не работая по специальности. Это не вина наших эмигрантов из творческой элиты, а, скорей, беда для просвещенного человечества. Его жена, художница Татьяна Венецианова, во всем помогала мужу и до отъезда, и после него. В Союзе она была художницей в его картинах, а в Германии они вместе оформляли витрины и интерьеры, работали в театральном гардеробе. Снять фильм по рассказу Чехова Колтун мечтал с 20-ти лет, но, как сам он признался, ему это было не по зубам. После «Дамы с собачкой» Юлий Борисович не собирается более ничего снимать.Фотоистория, рассказанная Колтуном не происходит в Ялте, ее героиня не молодая и не блондинка, даже собачка здесь — вовсе не живой шпиц.Те, кто ожидает увидеть иллюстрации, к которым подстрочником ложится рассказ, будут разочарованы. Фотографии не следуют за текстом, и в эпизоде, когда «в Ореанде сидели на скамье, недалеко от церкви, смотрели вниз на море и молчали» зритель увидит небо, а не море.Гуров выглядит изрядным волокитой, а Анна Сергеевна поначалу раздражает чересчур вызывающей помадой, неуместными шляпками и подувядшей внешностью.На московской премьере фильма Юлия Борисовича попросили объяснить, как он подходил к выбору актеров для своего фильма (Гурова играет Ральф Беттингер, а Анну Сергеевну — Людмила Васильева). Об этом автор рассказал на заседании клуба «Сине Фантом«:— В отличие от выписанного чеховского образа Анны Сергеевны вы видите не блондинку, не юную, не красивую. Вы видите Анну Сергеевну, порой непривлекательную и какую-то, быть может, вообще падшую женщину. Но в этом была моя концепция, идея — что объект любви неважен, какая она... какого она цвета, и какие у нее глаза, и какая у нее грудь.Таков авторский взгляд: история поздней или несвоевременной любви действительно вечная, она разыгрывается в декорациях любого и каждого города мира. Всегда и вечно и со многими.Кинокритики считают, что режиссер великолепно справился с задачей и к тому же — весьма бережно отнесся к тексту оригинала. За кадром его читает великолепный актер Сергей Дрейден. А истории двух влюбленных аккомпанирует современная Европа в лице Гамбурга.Во времена Чехова, кстати, Ялта была более европейским городом, чем периферией российской империи. Поэтому такое смещение культурных и географических акцентов мы можем не считать непозволительной вольностью.Давая отзыв на фильм Юлия Колтуна, директор Музея Кино и действительный член Европейской киноакадемии и Берлинской Академии искусство Наум Клейман, подчеркнул, что мотивы трех европейских стран — России, Германии и Швеции — замечательно и органично переплетены в новом фотофильме.Профессор Клейман очень тепло отозвался о фильме и ее авторе: «Вы сняли замечательную картину, она отмечена таким пониманием мысли, духа и стиля Чехова, которое редко достигается даже в театре, а в кино тем более».Премьера фильма Юлия Колтуна состоялась в Берлине. Потом, в Москве. Теперь автор передал свой фильм директору чеховского домика в Ялте Алле Головачевой.Дом-музей А. П. Чехова делает ялтинцам настоящий подарок к 110-летию рассказа. Премьера фильма состоится в ближайшую пятницу в 14.00, на нее приглашаются все, кому дорог чеховский слог и кто не боится увидеть любовь такой, какой не пишут о ней в глянцевых журналах.Повторный показ пройдет по инициативе Международного фестиваля поэзии «Синани-фест». Фильм увидят студенты Крымского гуманитарного института 12 декабря.

Наталья Добрынская

© 2024 - 2003 Новости Крыма, крымская служба новостей