Новости Крыма - крымская служба новостей

Проект Новости Крыма, логотип ©

Дайвинг — нетипичное крымское развлечение

16.07.2008

Если бы люди умели дышать под водой, аки рыбы, то проблем с жильем на Южном берегу Крыма просто не было бы — все жили бы в прибрежных водах и лишь по вечерам выбирались на пляжи потусить на party под модную клубную музыку

Однако же дышать под водой мы не умеем, а потому на людей, которые жить не могут без принятия глубоководных ванн, смотрим с недоверием, обзываем их нехорошим словом «Ихтиандр» и гоним из своей песочницы. Примерно так поступали герои революционно-фантастической истории «Человек-амфибия», придуманной мэтром советской фантастики Александром Беляевым.
Поэтому, когда на мое предложение погрузиться Сергей — один из инструкторов дайвинг-центра «Frogz» в Алупке, названном так «в честь» пляжа Лягушка, что под одноименной скалой — ответил принципиальным согласием, я почувствовал себя изменником великого сухопутного дела. Однако же и водолазом-дайвером тоже уж очень хотелось побыть.
Пока Сергей вез меня к месту водного аттракциона, он успел кратко рассказать о своем необычном бизнесе. Оказывается, что просто так приехать на пляж, напялить гидрокостюм, баллон, маску, ласты и занырнуть куда поглубже, нельзя. А все потому, что живем мы в пограничной зоне и хотя все (даже пограничники) понимают, что на одном баллоне до Турции не дотянешь, но порядок есть порядок.
Итак, если вы с друзьями задумали открыть свое маленькое дайвинг-предприятие, то сначала надо выучиться своему ремеслу. Дайверы Украины объединены в несколько федераций, которые являются местными отделениями международных. Уровень подготовки, финансовые затраты на обучение и соответственно ваша квалификация напрямую будет зависеть от того, где вы учились. Кстати, прежде чем стать инструктором, надо самому стать сертифицированным дайвером. По крайней мере, так принято в той Федерации, в которой состоит Сергей — UDIP — Общество украинских профессиональных инструкторов подводного плавания (Головная организация находится во Франции). Между прочим, это весьма полезно, поскольку в заграничной турпоездке на сертифицированного дайвера смотрят совсем другими глазами и разрешают всякие вольности, запрещенные новичкам.
Ну что ж, вы стали инструктором, заняли у папы денег (лучше, конечно же, выгодно жениться и деньги просто взять у супруги, пока та мирно сопит после бурной брачной ночи) и купили себе все необходимое оборудование, желательно фирменное. После чего со всем этим добром идете к МЧС-никам и регистрируете баллоны, которые там обязаны тщательно проверить. Затем получаете разрешение осуществлять погружения (желательно сразу по всему побережью Крыма), забиваете за собой точку и садитесь ждать клиентов. Ах, да, каждое утро вам придется звонить на погранзаставу по месту погружения и докладывать о том, кто, как и зачем уходит под воду. То есть, вам открывают границу. Вечером надо не забыть сообщить о том, что все благополучно выбрались из воды. Вот почему нельзя все делать с бухты-барахты — у пограничников собаки обычно голодные и зубастые, а гидрокостюмы на рыцарские латы ну никак не похожи.
Все это я узнал по дороге к дайвинг-центру, однако обучение элементарным правилам первого погружения должно было пройти уже на месте. Брифинг (меня усадили в кресло и показывали всякие блестящие штуковины) проводил второй инструктор центра — Алексей. Пару раз он употребил выражение «мама не горюй» и я понял, что это — самое водолазовое выражение в русском языке.
Сначала он пытался мне втолковать, что дышать под водой можно. Сказать честно — я не поверил, потому что попытки на суше продувать уши и дышать исключительно ртом, вызвали массу неудобств. Главное, что меня согревало (помимо солнца, что припекало так, что мама не горюй!) — это мысль о том, что меня будут сопровождать два опытных инструктора, а жилет имеет обалденную плавучесть, так что потонуть мне не дадут. Еще одной серьезной проблемой под водой является общение (я уж не говорю о невозможности выпить-закусить). Разговаривать под водой, представьте себе, не получается. Приходится маяковать знаками. И подводная жестикуляция весьма отлична от наземной. Так большой палец вверх — вовсе не «все полный ажур», а — «подымаемся вверх». А опущенный вниз все тот же палец — не желание инструктора вас замочить, а — «идем вниз». Если вас «спрашивают», все ли о’кей, то нельзя тормозить, потому что два ваших неответа, и инструктор надует ваш жилет так, что вас просто вышвырнет на поверхность.
Дальше начался процесс снаряжения. Для того, чтобы прорезиненный гидрокостюм налез на ваше нетренированное тело, его смачивают специальным мыльным раствором. Он тепленький и одевать, в принципе, вполне комфортно. Потом на вас вешают груз и только после этого вручают баллон и отправляют на пирс, где завершается подготовка. Уже там на вас натягивают жилет с баллоном, маску, ласты и можно падать с пирса. Жилет действительно держит на плаву так, что можно «Ялтинские Вести» читать прямо в Черном море. Ну и последнее перед погружением — проверка на то, можете ли вы дышать с заткнутым маской носом и загубником во рту. Попробовал — получается. А дальше — уже само погружение.
В дайвинг-центре «Frogz» оно длится 35-40 минут и включает фото- и даже видео-съемку (и то и другое за отдельную плату) вашего неуклюжего барахтания под водой. Максимальная глубина погружения для новичка — 9 метров, хотя оценить это можно, только посмотрев на глубинометр. Лично я этого не делал и поверил инструкторам на слово. За время подводной прогулки я успел проплыть по небольшому гроту, побывал на подводной «выставке» якорей, покувыркался над песчаным дном, и попозировал на фоне заросших водорослями камней. Были, правда и некоторые проблемы — мой жилет упорно тянул меня вверх, пришлось всплывать и скачивать его по новой.
Уже на берегу, когда все было снято и отправлено на промывку в ванну, я послушал пару любопытных историй о крымском дайвинге и посмотрел со стороны на погружение новичков — семейной пары из Ростова-на-Дону.
Так вот, в прошлом году один ветеран советского водолазостроения осуществлял погружение туристов весьма оригинальным способом — сам он в воду не лез, а в целях безопасности просто привязывал к ныряльщику веревку и барражировал над ним на лодке. Клиентов он приманивал ценой, которая примерной на 20 процентов была ниже, чем у всех. А в этом году группа товарищей поставила дело окунания приехавших на юга граждан на поток — они просто без всякого инструктажа отправляют наивных туристов на небольшую глубину, на 10-минутную забаву, а сами бегают по берегу, отслеживая своих клиентов. И хотя цена у них была прилично ниже, чем у конкурентов, но неиссякаемый поток доверчивых «дайверов» и «рыбное» место позволяют выживать на обороте.
Под конец пребывания на пляже я серьезно подгорел, однако насмотрелся и на новичков и на группу граждан, которые приехали тренироваться со своим оборудованием.
Главной же мыслью по поводу всего этого стало то, что пить под водой категорически не рекомендуется, а потому эта забава кардинально отличается от общепринятых развлечений на ЮБК.

Алекс Бородин-Совецкий

© 2024 - 2003 Новости Крыма, крымская служба новостей