Новости Крыма - крымская служба новостей

Проект Новости Крыма, логотип ©

Гагарин любил отдыхать в Гурзуфе

12.04.2008

Апрель — звездный месяц. Как всегда, вспоминаем Юрия Гагарина. Вместе с писателем Валентином Горшковым, автором ряда книг о покорителях звездных высот, ездил по Южнобережью, искали тех, кто встречался с космонавтом

Впервые Юрий Гагарин побывал в Крыму в сентябре 1961 года. Приехал просто отдохнуть. Поселили его на даче «Тессели», рядом с морем.
Вроде бы повезло, в Симеизе нашли бывшего работника лодочной станции Сергея Попова. Короткий и любопытный разговор состоялся с ним:
— Рыбачить Гагарин любил с утра. Коптил рыбу классно, всех нас угощал...
И все?
— Мало, что ли? Говорю же, классный мужик: сам ловил, сам коптил, сам угощал! Да, еще улыбался замечательно...
Об улыбке Гагарина вспоминают все. После его полета американцы на первой пресс-конференции не удержались от сердитого замечания: «Черт бы вас побрал! Да, вы сумели рассчитать свой космический корабль и орбиту, но как вы рассчитали человека? Красив. Умен. Мил. Обаятелен. Образован. Спортсмен. Храбрец. Княжеская фамилия и классическая красная биография. Открытое лицо и неповторимая улыбка».
(Сегодня так говорят об улыбке Алины Кабаевой, Мона Лиза — не в счет, если уйти от мифов, то никакой «тайны улыбки» там и близко нет).
Из рассказа Валентина Горшкова: «Действительно, если бы тогда решили устроить лотерею с одним-единственным счастливым билетом, и его «на удачу» вытащил Гагарин и то бы мы не могли не подивиться тому, что этот билет достался достойнейшему.
Космонавтов уносит ввысь последовательно соединенная ракета. Первая ее ступень отделяется, сгорев в пламени, отдав все силы для ускорения движения. То же самое происходит со второй, третьей ступенями.
Жизнь Гагарина можно сравнить с такой же многоступенчатой ракетой: школа, ремесленное училище, индустриально-педагогический техникум, летная подготовка. Ну, а движущей силой была неуемная энергия и жажда знаний Юрия Алексеевича. Он мог остановиться на любом из достигнутых в жизни этапов, но дошел до победного».
Из писем и телеграмм, пришедших в адрес космонавта № 1:
«Господину Юрию Гагарину, первому человеку космоса! Мсье, я племянница Жюля Верна и в этом качестве хочу выразить Вам восхищение вашим подвигом. Вы осуществили мечту Жюля Верна. Если бы он был жив, он, конечно, находился бы сейчас около Вас, разделяя радость вашей страны. Браво! — от всего сердца! Желаю Вам всего счастья, которое только возможно. Кристин Алют де ла Тюйе. Франция».
«Майору Гагарину. Дорогой Юрий Алексеевич! Нет слов, чтобы выразить глубину всех чувств, которые я испытываю сейчас. Это грандиозно! Вы, Юрий Алексеевич, прошли дорогой Циолковского, доказав правоту его идей. Алексей Костин, внук Циолковского».
Эти чувства разделяли все.
Из воспоминаний бывшего директора санатория «Форос» Владимира Чернявского: «Гагарин, приехавший вместе с Титовым, любил ходить в кино. Что тогда творилось в нашем летнем кинотеатре! В конце концов гостям пришлось выступить с рассказом перед всеми отдыхающими и сфотографироваться. Только тогда их оставили в покое и особенно не приставали.
Хотя у санатория была прочная медицинская база, Гагарину и Титову она не понадобилась. Лечащий врач прописал им единственное лекарство — климатическое. Гости загорали на пляже, купались, катались на лодках, играли в теннис и волейбол, ловили рыбу.
Натуры у обоих были беспокойные, на месте им не сиделось. Хотелось увидеть как можно больше. Из Фороса они ездили в «Артек», Никитский ботанический сад, Ялту. Очень обрадовались приглашению командующего Черноморским флотом, уехали на катере в Севастополь. Там побывали в панораме и диораме, посадили на Малаховом кургане два дерева, посмотрели выступление ансамбля песни и пляски флота.
Для меня до сих пор остается загадкой, как узнали севастопольцы об их приезде. Откуда им стало известно, что возвращаться в санаторий космонавты будут на машинах, которые подойдут к Графской пристани? Людей там собралась тьма, они даже на руках собирались пронести машину через узкий человеческий коридор. Таковы были всеобщие восхищение и любовь».
В последующие годы космонавт проводил отпуск в Гурзуфе, здесь ему больше нравилось.
В военном санатории его покой старались оберегать, однако делегации ялтинцев все равно прорывались к Гагарину.
Из архива Дома-музея А. П. Чехова: «Нам помог случай: узнали, что в библиотеке космонавта есть сборники рассказов Чехова. Об этом упомянул сам Юрий Алексеевич в своей книге «Дорога в космос», вышедшей вскоре после полета. Решили подарить ему цветы из чеховского сада.
Дежурный врач подсказал, что Гагарин катается на водных лыжах. Вместе с ним отправились к Пушкинской скале. В этот вечерний час море было пустым, только небольшой катер причаливал к берегу... Сильным и резким взмахом рук Гагарин подтянулся по тросу к катеру, перекинулся через борт и вместе со своими спутниками сошел по трапу на берег.
У выхода с пляжа их встретила толпа загорелых дочерна гурзуфских мальчишек, постоянно останавливались и оглядывались курортники.
На встречу Гагарин пришел в синей полосатой рубашке с короткими рукавами, по-спортивному великолепен. Живой взгляд быстро отыскал нас среди людей.
— Это вы меня ждете? Ну, здравствуйте!
Гагарин смотрел на нас дружелюбно, как будто мы виделись с ним не раз. Передаем книги и цветы.
— Спасибо! Неужели эти цветы из чеховского сада? Какие прелестные! Я поставлю их в своей комнате. А что я могу сделать для вас?
Мы кладем на стол его книгу «Дорога в космос», открытую на той странице, где он писал о Чехове.
— Понял,— смеется Гагарин и пишет: «Дому-музею А. П. Чехова в Ялте со всем самым добрым. Гагарин. 5.07.62. Гурзуф».
Комментарий Валентина Горшкова: «Собирать материалы о космонавте трудно. Все пишут его портрет розовыми красками, получается скучно. По этому поводу и сам Гагарин в одной из наших бесед признавался: «Читаешь, и неудобно становится — выгляжу каким-то сверхидеальным человеком. У меня, как и у других, были ошибки и слабости. Не надо идеализировать человека. Надо брать его таким, каков он есть в жизни. А то неприятно получается, как будто я такой паинька, такой хорошенький, что, простите за такое выражение, тошно становится».
Бывали в жизни первого космонавта и огорчения. Он не был застрахован от неудач и поражений. Все дело в том, как к ним относиться. Юрий перед ними не пасовал.
В канун годовщины первого полета в космос публикаций в прессе много. Больше, конечно, шумных и скандальных, лживых и выдуманных — такова уж особенность сегодняшнего информационного поля. Ставится даже под сомнение значение его подвига: что тут, мол, особенного? 108 минут в космосе — и получай всемирную славу. Это сейчас полеты стали привычным делом:
люди не знают даже, кто из космонавтов родился в Крыму.
Тогда же риск был огромным. Корабль представлял собой экспериментальную машину, и вполне мог стать, по выражению наставника отряда космонавтов Николая Каманина, «и колесницей победы и летающим саркофагом». Юрий Алексеевич об этом, безусловно, знал, однако отправился в полет без тени сомнения.
Время не отдаляет Гагарина от нас. Он погиб 27 марта 1968 года в авиакатастрофе. 40 лет прошло, «круглую» дату лучше не вспоминать, а вот «некруглую», 47 лет со дня первого старта в космос забывать не резон. Для нас дорога каждая черточка к его портрету.
Из записей бывшей сестры-хозяйки медицинского отделения Гурзуфского военного санатория Марии Медведевой: «До чего же Юрий Алексеевич был веселый и общительный, любил людей, и люди ему платили тем же. С ним было легко и просто.
У наших сотрудников дома до сих пор бережно хранятся фотографии тех лет. На некоторых снимках работники здравницы выглядят несколько растерянными и ошарашенными, зато Гагарин всегда улыбается.
Гагарин предложил создать в «Артеке» космическую выставку. 50 экспонатов были подлинными, в том числе тренировочный костюм Юрия Алексеевича. Ребятам разрешалось пользоваться всеми приборами, примерять шлем. Особый интерес вызывало не какое-нибудь сложное оборудование, а, скажем, воздушный скафандр собаки Чернушки. Восторг был полный!»
Из воспоминаний бывшего главного винодела «Массандры» Ивана Околелова: «Много говорили с ним о полете, об ученых и конструкторах. Меня поразило тогда высказывание Гагарина о замысле полета на Луну. В книге почетных посетителей объединения он оставил такую запись: «С большим удовольствием посетил винзавод «Массандры», все очень интересно и необычно. Очень жаль, что продукцию завода не всегда найдешь в наших магазинах — мало выпускают. Желаю коллективу завода самых больших успехов в производстве превосходных отечественных солнечных напитков. Летчик-космонавт СССР майор Гагарин».
Побывал он и у меня дома. Что запомнилось больше всего? Как ни странно, не беседа, а то, с каким вниманием и упоением слушал космонавт, как ему играли на пианино ноктюрны Шопена».
В свою последнюю поездку в Крым Гагарин сразу же отправился в «Артек». Сидел с ребятами у костра, рассказывал о друзьях-испытателях, отвечал на самые разные вопросы.
Полетите еще в космос? — спросил кто-то из ребят.
— Обязательно. Скоро. Космонавт не может не летать, — отозвался он.
Судьба сложишь по-другому. Гагарин погиб в учебном полете на истребителе вместе с другом Серегиным. «МИГ-15» врезался в землю через двенадцать минут после взлета с аэродрома «Чкаловский».
«Вся моя жизнь кажется мне одним прекрасным мгновеньем», — писал Юрий Гагарин в своей книге о космосе. Так кажется и нам.
И пусть с утра до вечера талдычат по телевидению, что «в 1961 году состоялся первый полет в космос, а уже 65 лет, как было пиво «Златогор», — у Вселенной свои точки отсчета…
Автор: Владимир Куковякин

Ялтинский курьер

© 2024 - 2003 Новости Крыма, крымская служба новостей