Новости Крыма - крымская служба новостей

Проект Новости Крыма, логотип ©

Зажги вечернюю свечу!

22.11.2007

На этой неделе, 24 ноября, в Украине отметят День памяти жертв голодомора и политических репрессий. А 25 ноября, в 17 часов, пройдет акция «Зажги свечу!» — на подоконниках вспыхнут огоньки свеч, напоминающие нам о трагическом прошлом

В XX веке наша страна пережила три голодомора. В Крыму прежде всего вспоминают события после гражданской войны. Не случайно имя писателя Ивана Шмелева, автора романа-эпопеи «Солнце мертвых», было надолго вычеркнуто из истории отечественной литературы. Именно он оставил подробные свидетельства народного горя:
«Быстрей развертывается клубок и сыплется из него день ото дня все чернее. Видно, конец подходит. Ни страха, ни жути нет — каменное взирание. Устало сердце, страх со слезами вытек, а жуть — забита.
Но бывают мгновения, когда холодеет сердце. Дождь ли, ветер, я хожу и хожу по саду, выхаживаю думы. Сошвыриваю с дорожек и складываю в кучу камни — пробираюсь. Приставляю к воротам кол-защиту. Оставшаяся привычка.
Кто-то царапается в ворота, как мышь скребется. Опять она, маленькая Анюта, добытчица. Нет у нее больше дороги. Ко мне!
— Ну иди…
Я уже знаю.
Она неслышно идет по саду, закрывает лицо ладошками. От горя, которое она так рано познала?
— Папашу взяли… Гришуня наш помер сегодня… и все наше сальце взяли, и требушку взяли, на зиму припасали…
Она трясется и плачет в руки, маленькая. А что я могу? Я могу только сжать руки, сдавить сердце, чтобы не закричать».
В романе умирают почти все — Андрей кривой, Одарюк, профессор, татарин, девочки, жующие старые коровьи «лепешки», птицы, животные — и над всеми равнодушно светит солнце мертвых.
Это проза. А есть реальные документы, показывающие, как в самом плодородном краю от голода вымирали целые села. Первый звоночек прозвучал уже в 1921 году. Крымские газеты утешали людей: «Необходимо лишь некоторое спокойствие. Мы должны полагать, что худшее время проходит, что наступит период безусловного улучшения быта рабочих и крестьян».
Как он наступил, можно судить по материалам 1922 года. Эмигрантская газета «Новый мир» 27 февраля сообщила: «Крым постигнул сильный неурожай. На полуострове голодает более 300000 взрослых и 130000 детей. Фунт хлеба в Алупке стоит 160000 рублей. На улицах Севастополя, Симферополя и Евпатории валяются трупы брошенных матерями детей». 31 июля 1922 года газета рассказывает: «Случаи смерти от истощения на улице достигли чудовищного числа. Поля не засеяны, запасы хлеба и даже семена все съедены, съеден весь скот, прибывающие же изредка продовольственные грузы разграбляются конвойными, грузчиками или же жителями. Только в течение месяца умерла с голода десятая часть населения».
Сейчас открыты секретные документы, в частности, суточные сводки ЧК. Вот запись от 3 марта 1922 года: «Ужасы голода начинают приобретать кошмарные формы. Людоедство становится обычным явлением: в Бахчисарае семья цыган зарезала четырех детей и из мяса сварила суп. В Севастополе на рынке валяются трупы, причем милиция отказывается их убирать». Запись от 13 марта 1922 года: «Каждый день сводки с мест сообщают о людоедстве. В Карасубазаре мать зарезала своего 6-летнего ребенка, сварила и начала его есть вместе с 12-летней дочерью. Женщина была арестована и на допросе в милиции лишилась рассудка. При отправлении ее в больницу она скончалась. Голодные массы в большом проценте питаются воловьей и овечьей кожей, также забирая с кожевенных заводов отбросы, побывавшие в обработке и извести. Больницы переполнены голодающими, которые умирают от истощения».
Историки считают, что уже к лету 1922 года от голода на полуострове погибло 75000 человек, вскоре эта цифра возросла до 100 тысяч. Жизнь во многих деревнях прекратилась полностью. Трагедия продолжалась даже тогда, когда Крым оставался единственным голодающим районом страны. Из письма, посланного в газету «Новое время» 28 июля 1923 года: «Мы вымираем, все гибнет, нет никакого просвета. Былое благосостояние исчезло. Деревня совершенно разорена. Жители распродали за бесценок дома».
Голодающим пытались оказывать посильную помощь Крым ЦКПомгол, миссии Ф. Нансена и Папы Римского, международный комитет рабочей помощи голодающим в Советской России, церковь, сдающая в общий фонд золото и ценности. Однако катастрофу удалось преодолеть не сразу и с большим трудом.
Почему же об одной из самых черных страниц летописи Крыма говорят редко и вскользь? Не потому ли, что Крым тогда относился к России и нынешним политикам эта карта в их затянувшихся играх не подходит? Более существенным представляется сооружение мемориального комплекса жертвам голодомора в Киеве, а также памятника Джеймсу Мейсу — известному американскому исследователю голодомора в Украине 1932—1933 годов. Вполне разумно, ведь без зарубежных подсказчиков мы никогда не разберемся ни с нашим прошлым, ни с нашим будущим. И сегодня они помогают нам вовремя распознавать «зловещую руку Москвы».
Памятники появятся и в других регионах. Газета «Комсомольская правда» в Украине» в статье «За отрицание голодомора будут сажать в тюрьму?» приводит слова президента Виктора Ющенко во время поездки в Харьковскую область: «Мне больно, что в области есть районы, где не установлен ни один памятный знак жертвам голодомора. А завтра будет подготовлен указ по тем областным администрациям и некоторым районным администрациям, где палец о палец никто не ударил за последний год».
На создание киевского мемориала, который намечено открыть в ноябре 2008 года, понадобится более 80 миллионов гривен. Сколько на другие подобные памятники — неизвестно. Не лучше ли потратить эти средства хотя бы на покупку зарубежного гамма-ножа, на который вся Украина скидывается не первый год и никак не наберет нужную сумму? Онкологический гамма-нож стоимостью в 5 миллионов спасет тысячи жизней тех, кто умирает сегодня.
В Украине и Крыму продолжает сокращаться население. В республике за годы независимости из 52 миллионов человек осталось 46, на полуострове из 2,6 миллиона — 1,9… Брошенные старики и бездомные дети, голодные безработные и беззащитные больные. Много, чересчур много проблем у страны, загнанной заморскими советчиками в кризисную яму.
Не надо делить трагедии XX века на «наши» и «не наши». Кто знает, может, свеча, зажженная на подоконнике осенним вечером, дороже для Господа, чем помпезное увековечение боли…

Владимир Куковякин

© 2024 - 2003 Новости Крыма, крымская служба новостей