Про книжку
Антон Чернин «Ботаник». Наша Музыка. Первая полная история русского рока, рассказанная им самим (СПб, «Амфора», 2006)
Автор: Алекс Бородин-Совецкий
Книжку получил в подарок фактически по заказу, а потому прочитал быстро, благо в ней много (бестолковых) картинок, а потому ее страшная толщина оказалась обманчива. Ничего принципиально нового не узнал, но есть любопытные моменты, помогающие оценить мастерство русских рокеров в деле выживания и нахождения возможностей для записи альбумов.
Книжка построена в форме радио-рассказа (авторов и героев) о записи 22 альбомов, внесших определенный вклад развития этого вида спорта на 1/6 суши. Любопытно, что в основе идеи лежит также книжка — «100 магнитоальбомов» Александра Кушнира. Никогда не читал, но есть подозрение, что на сайте Непопса.Ру тоже делали подобную подборку. Может быть, даже речь идет об одном и том же?
Авторы сразу извиняются, что нет тех, а те уже далече, мало того, в первый выпуск не вошло многое из того, что уже имеется и выходило в эфир на Нашем Радио. Ну и ладно, либо будет вторая часть, либо ее никогда не будет, зато первая — вот она, стоит на ребре у монитора (такая она толстая и твердообложечная).
Так вот, говорить о литературном качестве этой подборки фактов нет смысла, она не для того и писата. Решил просто взять те самые 22 альбома и рассказать о своих впечатлениях от них с точки зрения рядового слушателя. А посему, начинаем:
Машина Времени «Маленький принц» (1979-1980)
Скорее всего, с концертной (бобинной) версии этого альбома я и начал знакомиться году в 1985 с русским роком. Нравилось и очень, и нравится до сих пор. Вышедший затем виниловый вариант (спустя 100 тысяч лет) ремастированный с пленки, откопанной у Александра Градского и под названием «Это было так давно» совершенно не впечатлил. Любопытно, что по прочтению главы об этом альбоме, пришел к выводу, что Макаревича впору назвать мастером альтернативной эстрады, в смысле — песен, исполняемых с эстрады в ресторанах для танцев. Сколько людей тогда кормилось с его песен.
Аквариум «Тругольник» (1981)
К своему стыду никогда не слушал альбом целиком, хотя наверняка знаю все песни оттуда, в том числе и благодаря фильму «АССА», который каждый ялтинец считает вершиной киноискусства. Вообще первое впечатление от творчества БГ было весьма не очень (винил, собранный из «Детей декабря» и «Дня серебра» (или наоборот?), тоже косвенно виноват). В 1985-1986 году Аквариум был в фаворе, и не любить его было даже модно. Вот и не любил, даже пробовал писать на него пародии. Это вообще отдельная история. С этого Водолазовы Братья есть пошли.
Аквариум «Радио Африка» (1983)
Виниловый вариант (кажется без одной композиции, которую просто не нарезали на диск, хотя прописали на обложке) купил на учебе в Москве в 1988 году. Хороший альбом, не в пример той (как мне тогда казалось) скукотище, что была на первой компиляционной пластинке. «Рок-н-ролл мертв» слушали громко в общаге и кушали сухое вино.
Зоопарк «Белая полоса» (1984)
Диск купил в 1988 году в Москве, впервые приобщившись к творчеству Майка. Не проперло, и я его забросил аж до 1992 года, когда въехал в сольник Майка «LV». Тогда извлек из загашников и «Полосу». Но все равно LV нравится больше, он более разнообразный в отличие от ритм-энд-блюзовой «Полосы» и тексты интереснее. Жаль только, что в книге Майк очень мало сам рассказывает о записи. Впрочем, на тот момент его уже как 15 лет не было в живых.
Секрет «Бит-квартет «Секрет» (1985)
Появился почти сразу после выхода — мама привезла из Москвы. Слушал с огромным удовольствием. И странно, что спустя годы совершенно не въехал в Мумий Тролль. А ведь идея почти одна и та же — поп-музыка играется в рок, ну и наоборот тоже.
Алиса «Энергия» (1986)
У меня даже был миньон (сингл?), благодаря которому на фирме «Мелодия» поняли, что надо выпускать весь альбом и срубить бабла. На долгие года Алиса стала любимой группой — апогея это достигло на альбоме «БлокАда» — настоящей вершине русского рока в его классическом понимании (это мое, весьма спорное мнение).
Телевизор «Отечество иллюзий» (1987)
Двойка без права пересдачи — неоднократно читал об этом альбоме, но НИКОГДА не слушал. И при этом мне местами нравился их предыдущий диск «Шествие рыб». Борзыкин реально опередил свое время и здесь оказался толком никому не нужен.
Кино «Группа крови» (1987)
Ох, и играла сия музыка летом и осенью 1988, когда я делал вид, что учусь в МПИ (ныне Академия книгопечатания). Сильнейший альбом, вот только песни «Прохожий» на моей версии почему-то не было, и впервые я е услышал уже в версии Чичериной спустя 200 тысяч лет. Ну, еще у Куваева Масяня ее в метро поет.
Кино «Звезда по имени Солнце» (1988)
Слушал какими-то кусками, потому что он вышел, когда я уже вовсю отдавал долг Родине (а то я занимал будто). Песни хорошие, но уж очень мрачноватые.
Алиса «Шестой лесничий» (1988)
Наверное, самый долгожданный альбом в жизни. С тех пор к любой новинке отношусь скорее со скепсисом и очень рад ошибаться. Диск не то, чтобы разочаровал, но какой-то он был разный после монолитной «БлокАды». Однако именно этот диск основа мощнейших концертных программ Алисы — один «Стерх» чего стоит. И все-таки Кинчев — великий рок-музыкант, хотя я его уже давно не слушаю.
Кино «Черный альбом» (1990)
У моей версии винила не было ни футболки, ни плаката, зато стоил он 15 рублей. Не понравился. И не нравится до сих пор. Это уже соверешенно некиношная музыка. Хотя без такого альбома история русского рока была бы неполноценной.
Наутилус Помпилиус «Рузлука / Князь тишины» (1986-1988)
Главный соперник «Ласкового мая» в «трек-листе» нашей комнаты в общаге МПИ. За это я их и не любил. Хотя под изрядное количество сухонького шли нормально. Нравилась тока песня «Я хочу быть с тобой» — совершенно уникальная в нашей музыке песня про любовь. А студийный вариант альбома еще и угробил на фиг любимую песню «Гудбай, Америка!». Оригинальный вариант можно услышать в фильме «Зеркало для героя», ну и хороша версия Агаты Кристи на «Трибьюте Нау». Был у меня и концертник, который делился пополам с Бригадой С. Обе группы на нем выглядели, мягко говоря, через жопу.
Агата Кристи «Коварство и любовь» (1989)
До покупки альбома знал две их песни — «Инспектор По» (сдержанно нравилось) и «Африканка» (активно не нравилось), да вживую видел их выступление на дичайшем по подбору исполнителей фесте «Интершанс», что провели в УСК «Крылья Советов» в конце 1988 года. Зато диск оказался настолько необычным, что группа стала очень любима вплоть до того, как не начала писать реальную фигню после «Опиума» и кто-то из братьев Самойловых не послал меня нах на фесте «РУПОР» в Ялте-2003. Зато играли они на том концерте в Ялте реально круто и убрали даже «Би-2», которые считались хэдлайнерами.
Чайф «Давай вернемся» (1991)
Чайф как-то сразу навыпускал в один момент столько альбомов (и что-то переиздал, наверное), что не могу с уверенностью сказать, был у меня этот альбом или мне только так кажется. Впрочем, хуже, чем диск «Не беда», Чайф икогда не опускался, поэтому вполне возможно, что «Ой, йо» было именно здесь — «а это любимая песня моя», в смысле у Чайфа.
Борис Гребенщиков «Русский альбом» (1991)
Был у меня и такой диск, смутно, правда, помню трек-лист, настолько БГ плодовит по жизни. «Бурлак» однозначно нравился, и вообще правильный был ход — записать что-нибудь такое. А потом обратно в свой Аквариум.
Агата Кристи «Позорная звезда» (1992)
Лично мне очень нравится предыдущий диск Агаты — «Декаданс», особенно две первые песни «Щекотно» и «Мотоциклетка». Жеаль, что народ не прохавал тему. Впрочем, в свое время «Странные игры» тоже пытались играться в декаданс, но очень быстро преобразовались в милитари-шоу «АВИА». Самойловы вообще всегда тяготели к готике, а потому их жесткий и одновременно очень попсовый (в лучшем смысле этого слова) альбом был вполне органичен. Вот только к нам он попал на волне мега-успеха «Опиума», что не совсем правильно, поскольку «Опиум» стал не вершиной, но логическим подведением итогов нормальной истории группы. Лучше бы они потом играли старые хиты и ездили в гастроли, как группа Eagles, потому что их новые творения весьма сомнительны.
Чиж «Чиж» (1993)
Никогда не слушал ни одного номерного альбома Чижа и у меня такое впечатление, что их на самом деле и не существует — просто есть набор песен, которые периодически перетасовывают, перезаписыают и получается что-то новое. Но то, что Чиж (Ногу свело и Агата Кристи) пробили дорогу всей мумий троллевой братии в радиоэфир совершенно точно. На тот момент другой альтернативы попсе просто не было, все ветераны или сдулись или ушли в неформат (даже таких раздолбайских радиостанций, как «В Ялте не спать»). Песни с того альбома и сейчас можно легко ставить в эфир, причем вовсе не ретро-музыкальных станций.
Линда «Песни тибетских лам» (1994-1995)
Хотя я прекрасно помню истерику по поводу «Вороны», но ни творчество Линды, ни сотворчество Макса Фадеева мне не близко. Уж слишкм откровенно это походило на игру, в отличие от по-настоящему прибахнутой Жанны Агузаровой.
Мумий Тролль «Морская» (1996)
Ну, вот я и на радио! В фаворе — РЕЙВ, Казантип, Продиги и даже (сейчас скажи, хер, кто поверит) МИНИСТРИ! И, конечно, эти странные песни, которые ни в какие стилистические ворота не лезли. Ставить МТ я не любил, дома не слушал, и альбома у меня такого не было. Но не знать этот альбом в то время было невозможно, потому что он был везде. А потом появилась «Икра» на кассете и Эндрю повесил объяву на студии «раскручиваем песни № 3 и 4 сторона А и песни № 2 и 5 сторона Б» (или что-то вроде того). Сейчас я Лагутенко уважаю, но слушаю редко, иногда просто по работе. «Амба», кстати весьма полезный диск.
Вопли Видоплясова «Музыка» (1997)
А вот ВВ ставил при кажом удобном случае. Хотя сразу в «Весну» не въехал — уж очень большая разница после веселого панк-рок-н-ролла времен «Танцев». Кстати, эту песню я тоже видел живьем в УСК «КС» в 1988 году. Но тогда все ждали «Машину Времени» (и не дождались!) и всякие хулиганы были мало интересны публике, на что Олег Скрипка через конферансье передал, что-то типа, веселее надо быть, товарищи. Не скажу, что большой любитель творчества ВВ, но многое нравится, особенно диск «Булы деньки», ну и Борщ — круто!
Сплин «Коллекционер оружия» / «Фонарь под глазом» (1996-1997)
Александр Васильев — прежде всего мастер создания очень разных по качеству песен — на одну удачу обычно приходится пара-тройка откровенно проходных вещей. Хотя если честно, то «Раздвоение личности» этого года, по-моему, 100-процентное попадание в точку — именно таким Сплин и должен быть в этом году. Что касается данных дисков, то очень здорово подпортила впечатление от группы песенка «Рыба без трусов», так что до «Орбита» я их фактически не знал. Потом как-то лучше стало. Пару альбомов даже притащил на радио, чтоб крутили полезную музыку.
Земфира «Земфира» (1998)
Этот диск мне попал в руки почти сразу после выхода и на радио его затерли до дыр, как по собственной инициативе, так и по просьбе слушателей. Сначала народ фыркал, что клон Агузаровой, но мне многие песни той Земфиры больше напоминали Наталью Платицину из питерской группы 07. Мне больше всех нравилась песенка «СПИД», а в «Непошлое» вообще не въезжал. Зато второй альбом очень понравился и в принципе творчеством Рамазановой стараюсь интересоваться. Сразу скажу «Спасибо» еще не слушал.
Би-2 «Би-2» (1999)
Профессионалы настолько, что в принципе могут вытянуть на классе любую песню. «Полковнику никто не пишет» не нравилась и не нравится — бестолковая и нудная. Зато очень многие другие песенки этого дуэта значительно интереснее. Самого альбома у нас вроде бы не было на студии, у меня дома тоже, но саундтрек к «Брату-2» и саундтрек-2 к тому же фильму здорово настрадались от доживавшей свой век техники. Да простят меня Лева и Шура, но, по-моему, они еще не написли своего самого большого хита. А время-то идет…
Ленинград «Дачники» (2000)
«Когда нет денег» — вот первое знакомство с мордо-лицом Шнура. В этих песнях «есть что-то такое, что…» полезно слушать каждому нормальному человеку. Желательно, конечно, не слишком в юном возрасте, а то крышу сорвет от непонимания сути происходящего. Жель, что после Шнура новым героем стал Рома Зверь, но хочется верить, что стрельнет еще кто-нибудь из ветеранов или появится что-нибудь откровенно новое (только не Токио Хотел!).
Ну вот, вроде и все. Предлагаю обсуждать и осуждать…
Водолазовы Братья и Сестры