Новости Крыма в Facebook Новости Крыма в Твиттере RSS-лента Новостей Крыма
МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ  • Курсы валют в Крыму

Новости Крыма - крымская служба новостей

Новости Крыма - крымская служба новостей

Водолазовы Братья и Сестры

РАЗВИТИЕ СЮЖЕТА: Рокенролл возвращается в «Совок» На сцене впервые за... 1000 лет))) Ялтинские суфражистки рвутся в парламент Видный ялтинский литератор готовит анти-кризисный проект Из-за нехватки времени ялтинский Ленин временно станет Гоголем

Кто первый встал, того и ласты!

Понедельник
15 октября 2007
18:05

Использованы материалы: Новости Крыма, Водолазовы Братья и Сестры

Регионы Крыма: Ялта

Новости за:
2007
Октябрь 2007
15 октября 2007


Кто первый встал, того и ласты!

«Расскажи, как прошел ваш первый фестиваль поэзии?.. Удалось? Тяжело было?», задают вопросы знакомые по литературной тусовке из России и Украины

Да, хорошо говорить, опиши подробнее «Синани-фест»!.. А действительно, как передать человеку, не прошедшему с нами вместе двухдневную дорогу, полную не только трудностей, но и настоящих открытий и откровений, фестивальный дух?..

Может быть информационно?.. Легко! В Ялте впервые состоялся фестиваль поэзии. Опять-таки впервые в нашем городе в рамках «Синани-феста» прошел конкурс слэма.

И более того, впервые в истории Украины в этом новом и модном поэтическом веянии победила ялтинская поэтесса, и, что немаловажно, модератор литобъединения «Водолазовы Братья & Сестры», которые были организаторами фестиваля.

Хотите метафорически?.. Пожалуйста! Как радиус совпадает с диаметром, а Волга впадает в Каспий, как гипотенуза равна сумме катетов, а два плюс два всегда выходит четыре, так и на этот, хотя и первый раз в фестивале все совпало и сошлось... Логически?.. Будьте любезны! Желание организаторов провести фестиваль на вполне определенном уровне плюс помощь его партнеров плюс амбиции и талант поэтов-участников, умноженные на профессионализм членов жюри, привели к вполне закономерной сумме. Весьма значительной.

Словом, спасибо всем — меценатам, организаторам, участникам и жюри, что «Синани-фест-2007» получился таким: живым, меняющим в течение дня, как сентябрьское море в Ялте, и при этом зажигательным, разнообразным, то есть совсем нескучным. Я ответила?.. Теперь всем понятно, что «Синани-фест-2007» был совсем не похож ни на один другой фестиваль современной поэзии. Была традиционная классика от ялтинского общества Чехова. Были конкурсные чтения современной авторской поэзии. Прошло состязание в экстремальном экспромте «Всплытие» — оригинальная «фишка» опять-таки организаторов фестиваля, «Водолазовых». И была ночная феерия слэма на морском пляже, сопровождаемая для большей эффектности шоу с огнем и музыкальной поддержкой рокобилльской группы «Френо де Педалис». Ну а теперь можно и подробнее...

День первый. Как черные ногти помогли Вассер-Лазовой

Стартовал первый международный фестиваль в Ялте, естественно, с главной улицы курорта, его набережной. На торжественное открытие прибыли все его заранее отобранные 35 поэтов, участников основной конкурсной программы и 20 — свободной.

А также члены жюри, это Евгений Мастер (Харьков), Александр Моцар (Киев), Андрей Поляков (Симферополь), Максим Кабир (Кривой Рог),
Наталья Наумова (Бахчисарай) и его председатель — ялтинец,
поэт-«международник» (масштаб явно не менее того!) — Владимир Куковякин.

Выступивший на открытии почетный гость фестиваля, депутат ялтинского горсовета Александр Барановский вспомнил о меценатстве и традициях чеховской Ялты:

— Ялта — это город известных поэтов, писателей, художников, музыкантов, она неразрывно связана с именем Антона Павловича Чехова. И сегодня, с реконструкцией одноименного театра Чехова, с возвращением знаковой книжной лавки Синани, а теперь и проведением поэтического фестиваля, она начинает приобретать чеховские черты. Я очень рад, что это событие состоялось, и мне, как представителю городских властей, хотелось бы пожелать устроителям «Синани-феста», чтобы он был ежегодным и был не только фестивалем поэзии, но и включал другие виды современного искусства.

Думаю, что организаторы учтут эти пожелания, взявшись за более широкий охват, ведь солнечной Ялте действительно всегда было (и есть!) что показать и будет кого пригласить (на кого посмотреть!), но это уже погружение взора в грядущее.

А что касается фестиваля этого года, то сразу вспоминаются странные люди разного возраста и пола, но в одинаковых черных майках с логотипами «Синани-феста», которых можно было видеть совершенно в различных местах Ялты. Днем 22 сентября — чинно читающими в расположенном на набережной кафе «Театральное» свои произведения на основном поэтическом конкурсе. А вечером — на Массандровском пляже буйно швыряющими в собравшуюся на первый ялтинский слэм толпу телефоны, бутылки и парики и выпевающими свою авангардные тексты, как по нотам, начиная с вкрадчивого пианиссимо и завершая оглушительным крещендо.

Впрочем, о «Крещендо Водолазов» я заговорила слишком рано: оно проходило с утра на второй день, а пока вернусь к вечернему слэму и заодно попытаюсь ответить на постоянно задаваемые вопросы журналистов, что такое слэм. Итак, слэм — это... это... Модное такое ведь словечко-то... Но как бы его точнее объяснить-то? Украинский идеолог слэма Ульянов позиционирует его исключительно как коммерческий турнир, битву поэтов за деньги. Но на самом деле все гораздо «запущеннее». И несоизмеримо интереснее.

Доподлинно известно, что переводится это каверзное слово, как «оглушительный удар», «сильная подача». Из этого становится понятно, что слэм — это максимально выраженная всеми возможными (и невозможными, ведь здесь запретов нет! — Авт.) средствами поэзия. Как угодно — голосом ли, телом, музыкой, костюмами, эксцентричными выпадами, но автор должен донести до собравшейся публики все смысловые глубины своего бессмертного творения. А публика, отвечая ему взаимностью, голосует за понравившегося поэта, но не «голой» рукой, а исключительно ответственно — «разменной монетой», «рублем».

Вот на основании собранной суммы и определяется победитель слэма, который уносит со сцены не только лавровый венок, но и кое-что повесомее. А что? Времячко у нас такое наступило! Коммерциолизируется все. В том числе и современные трубадуры и труверы, которые не желают больше биться за славу лишь из любви к чистому искусству или прекрасной даме. Их муза исходит из нетленного нероновского принципа, что деньги таки не пахнут, а посему не хуже дам — прекрасны и приятны в обращении...

На этот раз после традиционных трех турнирных кругов слэма прочтение вышедшей в финальную тройку Натали Вассер-Лазовой своего творения

(«Прекрасные черные от лака ногти
Я обрезаю жестко, под самый пенек,
Чтоб заболели пальцы по локти,
Чтоб ни читала, ни думала я между строк...
Было так много, теперь — то, что надо:
Мрачный короткий панк-наив.
Совсем не по-женски — такая засада!
Пойду, проколю себе завтра язык
Руки под задницу во время сидения,
Рот на замок, чтоб не очень пекло,
Бля, издеваюсь до изнеможенья,
Как же с собою мне повезло!»)

было столь зловеще-ироничным, а яркий парик малинового цвета был запущен в публику так метко, что это все вкупе сделало свое дело: победила она, наш поэт и «водолаз», с чем ее и поздравляем!

Все это не может не радовать. Не говоря уже о замечании председателя жюри конкурса Владимира Куковякина, которое подвело итог первому фестивальному дню и одновременно обрисовало светлые перспективы. Владимир Александрович сказал, что сейчас современная поэзия — это Золушка, получившая свою хрустальную туфельку, это принцесса на балу.

Действительно, поэзия стала занимать все более значимое место в современном обществе, перебираясь от литературной периферии
к центру, и поэтические фестивали уже не клубное развлечение-изыск богемной публики, а почти обычное культурное явление для Киева, Львова, Винницы, Харькова, Коктебеля, Москвы, Петербурга (а чем Ялта хуже?).

И надо заметить, что ведь не зря правители всех эпох всегда удаляли столь пристальное внимание этому явлению, достаточно вспомнить недавнюю историю, что «дорогой Леонид Ильич» имел писательский билет за N 1, а незабвенный «отец всех туркмен» Ниязов носил еще и официальный титул «великий писатель», и что умиравший генсек Андропов жалел только об одном, что не успел выпустить книгу стихов...

Всем, забывшим истинное место поэзии поэт Куковякин напомнил, что когда в театр заходил император Нерон, все сидели, а когда поэт Вергилий, все вставали. Почувствовали разницу? Тогда почему мы еще сидим?..

День второй. А ласты — Некроту и Полежаке

Итак, второй фестивальный день начался для его участников под пристальным и пристрастным взглядом «Водолазовых» и СМИ на городском пляже, где первые должны были под чутким руководством вторых пройти символический обряд посвящения в ряды последних. И надо сказать, помявшись в предвкушении 16-градусной морской воды, народ таки дружно прошел «Крещендо Водолазов». А некоторые, получив обрядовый шлепок ластой (вместо шпаги), прямо в фестивальных майках, штанах, очках и с мобильными телефонами совершили не просто «омовение», а торжественный морской заплыв.

Следующим шагом, очередной проверкой «на вшивость», устроенной коварными «Водолазовыми», стал конкурс экспромтов «Всплытие». Коварными, потому что розданные на «Крещендо» бутылки с запечатанными в них словесами «Клятвы Водолаза», многие участники (несмотря на предупреждение со-модератора площадки, Алекса Бородина) восприняли как задание. И самые наивные даже начали потихоньку строчить четверостишия, чтобы победить в авторском конкурсе организаторов. А не тут-то было...

Только доведя участников «Всплытия» до нижней станции канатной дороги на Дарсан, Бородин-Совецкий раскрыл карты, и перед посадкой смельчаков в кабинки он выдавал каждому настоящее задание для того, чтобы конкурс экспромтов действительно был таковым. Ну а ожидавшая поэтов на верхней площадке «канатки» другой со-модератор «Всплытия», Анна Бажанова, также безжалостно отнимала у них конверты с выполненным заданием. Было оно на редкость каверзным. Надо было продолжить строчку «Водолаз одел костюм», при этом в своем стихотворении (которые, по замыслам участников литобъединения, войдут в самостоятельный цикл «похождений Водолаза») авторы обязательно должны упомянуть слова «ласты», «всплытие» и «Дарсан»...

Однако, то ли мобилизация всех физических и душевных сил конкурсантов, то ли пробудившийся охотничий азарт, то ли красоты нашего города, но что-то явно повлияло, так как «Всплытие» выплыло на совсем недетский, а очень даже профессиональный уровень и прочитанные настоящие (модераторы строго следили во все четыре «Водолазовых» глаза!) экспромты были потрясающе хороши...
Более того, победитель экспромта (а заодно и признанный король отечественного слэма), невероятно артистичный Артем Полежака (Киев) сумел не только обыграть заданные модераторами слова, но и спародировать мотивы выступившего накануне, на вечернем слэме с «Водолазовым маршем» Александра Некрота (Киверцы), который спародировал в свою очередь Маяковского:

«...Под толщею водной -- чисто,
Открытий край непочатый.
Здесь не страшны террористы
И самолетов захваты.
А небо загажено газами,
Туда не взлететь в ненастье...
В глубины зовет клич разума
Ластой!
Ластой!
Ластой!

...Пииты! Так будьте же с нами!
Мир тверди земной -- жестокий
Для тех, кто свеж, не банален,
Не мелочный, но глубокий.
Смелее прощайтесь с землею -
А мы открыты, не каста,
Кто там машет туфлёю?
Ластой!
Ластой!
Ластой!»

Это были строчки Некрота. Кстати, специально номинированного «Водолазовыми Братьями & Сестрами» за точное соответствие духу литобъединения, а вот это
его «продолжение» от Полежаки:

«...Знаешь ли ты, товарищ,
Что значит быть Водолазом?
Что значит быть Водолазною маской?
Спрашиваю,
В морду ему при всплытии тыча,
Ластой!
Ластой!
Ластой!»

Таким образом, определив победителя экспромта, для общего награждения и официального закрытия «Синани-феста» поэты дружною толпой перекочевали с Дарсана в сад Дома-музея Чехова, где тем временем завершалась свободная программа.

И прибывшие туда новобранцы-«Водолазы» (видимо кессонная болезнь от
«Всплытия» случилась) внесли в чинное поэтические чтение довольно
свежую и живую струю, оживив до этого заметно заскучавшее общество.

После этого финал фестиваля пошел как по нотам. Сначала — оглашение членами жюри имен победителей. Гран-при получил Влад Клен из Запорожья, первое место — Анастасия Ильина (Ялта), второе — Ксения Жужа (Хмельницкий), третье — Леонид Борозенцев (Винница), в номинациях за сохранение классических традиций дипломами и призами отмечена Ольга Рева (Павлоград), за новаторство — Владимир Мавлоди (Симферополь), и, как уже говорилось, за экспромт — Артем Полежака, за слэм — Натали Вассер-Лазова и спецприз от «Водолазовых» — Александр Некрот.

Затем участников и гостей фестиваля приветствовала хозяйка Белой Дачи, директор Дома-музея Чехова Алла Головачева, а после этого прошло еще одно знаковое событие. Почетный гость «Синани-феста», заслуженный журналист Украины Татьяна Барская презентовала второй выпуск исторического альбома Синани (напомним, что первое переиздание этой знаменитой тетради темно вишневого цвета было в 1994 году при поддержке Ялтинского Книжного Торгового Дома. — Авт.):

— Старожил Ялты, знаток истории Крыма, содержатель первого в нашем городе книжного магазина, выходец из древнего караимского рода Исаак Абрамович Синани известен прежде всего, как большой любитель литературы и общества самих литераторов, актеров, художников, музыкантов, — рассказала Татьяна Николаевна. — Его «Русская избушка», продажа книг и газет» располагалась на первом этаже гостиницы «Франция», находившейся на главной улице Ялты, Александровской набережной. И все знаменитости, заходившие к «старику Синани», среди которых, конечно, самой популярной фигурой был Чехов, часто присаживались для бесед на стоявшей у входа в лавку «писательской скамье» и оставляли в большом толстом альбоме свои автографы. Это был своеобразный культурный центр той эпохи, ведь в лавке Синани бывали Горький, Бунин, Куприн, Андреев, Мамин-Сибиряк, Немирович-Данченко, артисты МХАТа. С 1941 и до сегодняшнего дна «Альбом Синани» с 45 экспромтами, афоризмами, ставшими литературным памятником и доносящими атмосферу чеховской Ялты, хранится в Российском Государственном архиве литературы и искусства.

И заключительным торжественным аккордом «Синани-феста» стало представление организаторами фестиваля еще одного альбома, как символа преемственности чеховских традиций и связи поколений. Завершился первый ялтинский фестиваль поэзии презентацией альбома «Синани-феста-2007», который внешне был выполнен в том же стиле, что и исторический, и современный «Альбом Синани». И, в принципе, он стал продолжением синаниевского альбома, поскольку в него вошли афоризмы и поэтические экспромты участников, а также членов жюри и почетных гостей фестиваля. И по этому поводу генеральный партнер «Синани-феста» Игорь Чарочников заметил:

— «Альбом Синани» был уникальным собранием автографов знаменитых людей, а сейчас стал литературным памятником истории Ялты и раритетным изданием. И может быть, новый альбом, заполненный поэтами, членами жюри и гостями «Синани-феста», через какое-то время войдет в историю и станет ценным историко-литературным экземпляром, что я и хотел пожелать всем участникам первого фестиваля поэзии в Ялте.

И вместо эпилога. О связи времен

«Ты выбиваешь десять из десяти
чёртовыми: любила, люблю, прости
Я говорю: за что мне тебя прощать
будь наконец счастлива
и перестань пищать
Пищи для размышлений всегда вагон
К чёртовой матери реплики
несущиеся вдогон
Главное быть человеком
даже с одной ногой
Главное чтобы все было
под рукой
Милый Мичурин
что же ты не скрестил
эти вот: я любила люблю прости
в целое или цельное - все равно
Та же петрушка
одно и то же кино
С плохонькой режиссурой
обилием ссор
Утро приходит
скука и я босой
шлепающий по шпалам
куда зачем?
Горя мне что ли мало
червива честь?
И во всю спину мишень
круглая как земля
чтобы тебе вредина
было куда стрелять».

Этим стихотворением «Стрелок-2» Влада Клена, запорожца, забравшего с собой Гран-при фестиваля, заканчиваю рассказ о ялтинском фестивале не случайно. Уже после его завершения выяснилась такая очень интересная закономерность. Вот такой, например, мало кому из филологов известный факт. В начале прошлого века был скандально известен ялтинский поэт, выступавший под псевдонимом Борей (кстати, его стихи включены в антологию «Крым в русской поэзии», где собраны 200 лучших произведений за два века о нашем полуострове, от Державина и до уже упомянутого мной Владимира Куковякина). Но на самом деле он имел фамилию Шуф, а звали его Владимир Александрович.
Пример другой. Знаменитого поэта Луговского, умершего в 1957 году в Ялте и завещавшего замуровать здесь в скале свое сердце (правда, в наше время его неблагодарные потомки сорвали с этого места мемориальную доску и сдали в скупку), звали Владимиром Александровичем. И здесь самое время перейти еще к одному, уже названному Владимиру Александровичу. Куковякину. Председателю жюри «Синани-феста», который по его признанию, когда приехал в Ялту в 1973 году, будучи 20-летним юношей даже успел тогда поухаживать за молодой, 27-летней женой Луговского.

Интересно, что тогда наш Куковякин, Поэт с большой буквы, член всех возможных и мыслимых союзов и объединений (таких, как Союз русских, украинских и белорусских писателей, Международного сообщества писательских союзов, победитель Всесоюзного литературного конкурса и т. д.) в Ялту завернул, как он считает, случайно. По дороге из родной Татарии в Баку... Да так и задержался. Или, что-то задержало?..
И слушая строки победителя основного поэтического конкурса, рассказывал председатель жюри Владимир Александрович, его наметанный глаз сразу заподозрил в нем «нашего человека». И хотя Клен упорно маскировался под именем Влад, разговорившись с ним, Куковякин подтвердил свои «подозрения»: он оказался таки Владимиром Александровичем...

Вот такая в Ялте выстроилась цепочка «одноименных» поэтов, после чего каждый нормальный и уважающий себя журналист просто обязан сказать о преемственности поколений и связи времен. Что я и делаю...

Автор: Анна Бажанова

Новости Крыма сообщали ранее:

Вчера: В случае серьезного ЧС в Крыму смогут спасти экспонаты только одного музея. Крымские музеи несколько лет пытаются подготовиться к чрезвычайным ситуациям – безрезультатно.

Понедельник, 7 октября 2019: Выставка «На страже границ Боспора» откроется в Керчи 22 октября. 22 октября в историко-археологическом музее в Керчи в рамках проекта «Музейные редкости» состоится открытие выставки – «На страже границ Боспора» (городище Илурат).

Среда, 2 октября 2019: Музей-заповедник «Херсонес Таврический» перешел на новый режим работы. В период с 1 октября 2019 года по 30 апреля 2020 года государственный музей-заповедник «Херсонес Таврический» работает по новому графику.

Вторник, 1 октября 2019: Новый доклад гендиректора ЮНЕСКО фиксирует ухудшение ситуации в Крыму. ЮНЕСКО обнародовала новый доклад генерального директора организации по ситуации в Крыму в сферах образования, науки, культуры, распространения информации и функционирования СМИ.

 

Постоянный адрес статьи:
http://news.allcrimea.net/news/2007/10/15/1192460717/

 
 

Вопросы развития культуры в Крыму

 НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Загрузка...

 ЧТО ПРОИСХОДИТ В КРЫМУ

Жители Крыма резко ополчились против «понаехавших отдыхающих»
СЮЖЕТ
Курортный сезон

Жители Крыма резко ополчились против «понаехавших отдыхающих»

Тренды недели

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити (Киев).

Сегодня в Крыму

 
© 2019 - 2003 Новости Крыма, крымская служба новостей
Словосочетание «Новости Крыма» является зарегистрированной торговой маркой. Все права защищены. Перепечатка материалов разрешена только при условии прямой гиперссылки (http://news.allcrimea.net) на Новости Крыма.

РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Обратная связь  |  Полный архив

Политика конфидициальности
Отказ от ответственности.