Новости Крыма - крымская служба новостей

Проект Новости Крыма, логотип ©

Шуфрич рассказал об отравленном судне

08.01.2007

Министр по чрезвычайным ситуациям Нестор Шуфрич встретился с журналистами и изложил официальную версию по происшествию с судном "Одиск"

Нестор Шуфрич:

- В порту города Ялта находился сухогруз «Одиск», который вышел из Керчи позавчера (4 января). На рейсе у него сломался один из двигателей. Экипажем было принято решение провести ремонтные работы, не заходя в доки. Во время проведения ремонтных работ по предварительной информации вода проникла на груз, вследствие чего произошла реакция, вследствие этой реакции произошло испарение ядовитых газов, которые и поразили экипаж. Из 10 членов экипажа двое, к сожалению, погибли — граждане России и Украины. Из критического состояния были выведены еще четыре члена экипажа. По ситуации на сегодня их жизни уже ничто не угрожает. Надеемся, что осложнений не будет. Вчера вечером мы посетили больницу, имели возможность общаться с пострадавшими и в то же время выжившими членами экипажа. Из Одессы прибыли специалисты СЭС, которые специализируются на подобных случаях. Также были представители МЧС, специалисты-химики, которые определили и доложили в 6 утра (6 января) следующее. С расстояния 500 метров до самого объекта никакой угрозы ни окружающей среде, ни тем более здоровью жителей города Ялты. Более того, полностью отсутствует даже минимальный риск заражения морской воды. На самом судне на верхней палубе угроза была нулевая. Но чем глубже в трюм, тем выше была концентрация, к сожалению выделений, возникших вследствие реакции воды и ферросилиций. Ферросилиций — это груз, который перевозился сухогрузом «Одиск». Нами было принято решение — во избежание минимальных рисков вывести сухогруз «Одиск» из акватории ялтинского порта, что было и сделано. Буквально 10 минут назад завершился первый этап операции. Принимается решение о проведении ремонтных работ и проведении вентиляции судна, так как кроме возможного нахождения новых членов экипажа на территории самого судна, другой угрозы нет. Сейчас принимается решение, как восстановить работу двигателя. Есть в принципе несколько вариантов. Один из них — затащить буксировщиком в один из портов для ремонта: Севастополь, Феодосия, Керчь. Или же попытаться провести ремонтные работы на рейде. Специалисты примут соответствующее решение, и оно будет воплощено в жизнь. Таким образом, мы считаем первый этап завершенным, он и основной. Никакой угрозы, я подчеркиваю, ни жителям Ялты, ни окружающей среде нет. Конечно же, мы выражаем соболезнования родственникам и близким погибших двух моряков. Я думаю, как и представители соответствующих служб в Украине, так и в близлежащих странах из инцидента, который имел место, сделают соответствующие выводы. Я хочу поблагодарить представителей в первую очередь Министерства обороны, а именно ВМФ Украины, за оказанную помощь, представителей Министерства здравоохранения, Министерства экологии, Кабмин АРК, руководство ВР АРК, руководителей прокуратуры АРК, представителей МВД и других органов центральной и местной власти за сплоченную, скоординированную работу по устранению даже малейшей опасности в связи с этим инцидентом. Считаем, что инцидент исчерпан, надеемся, что такое больше не повторится.

Судно в ближайшие часы будет удалено не ближе, чем 14 километров. Хотя скажу, что уже сейчас после удаления экипажа и усиления вентиляционных операций судно уже значительно менее опасно, чем даже вчера, когда там, к сожалению, находился экипаж. Что касается водорода, то два раза до того, как было принято окончательное решение, проверялось наличие водорода. Отсутствие полное. Никакой угрозы в связи с нахождением водорода в трюме и других закрытых помещениях сухогруза нет. Иначе бы, наверное, работы имели бы другой характер. Это было опасение, которое сегодня признали и многие специалисты, было, мягко говоря, излишним, но мы проверили и эту возможность и со спокойствием приступили к операции по ликвидации последствий и отбуксировке сухогруза.

Я бы не хотел, чтобы мы останавливались на таких аспектах, как страховка. Потому что жизнь погибших моряков никакая страховка не вернет. Я думаю, что судовладелец понесет минимальные финансовые издержки в связи со страхованием всех рисков, связанных с любой морской транспортировкой, в том числе и этой. Но я думаю, что целый ряд вопросов будет задан со стороны правоохранительных органов и компании-судовладельцу, к сожалению, и капитану. Я не исключаю, что и портовой службе города Ялта. Потому что допустить корабль на такое близкое расстояние к городу Ялта с таким грузом, в таком состоянии, наверное, было неосмотрительным. Хотя окончательные выводы сделает, безусловно, специальная комиссия и органы расследования.

Давать оценку характеру предприятия, на которое зарегистрировано судно, я воздержусь. Был представитель судовладельца и целый ряд документов он, взяв на себя ответственность, подписал. Можно сказать, что сопротивления со стороны судовладельца не было, хотя нами было принято решение провести аварийно-спасательные мероприятия даже, если бы судовладелец не был найден или возражал. Было принято соответствующее решение комиссией. И они были проведены, я еще раз хочу подчеркнуть, на высоком уровне, в чем все могли убедиться.

Я всегда воздерживаюсь от дачи оценок обвинения, это прерогатива исключительно следственных органов, а окончательное слово за судом. Хотя свои выводы и представления будут сделаны и от имени комиссии и от имени Министерства.

Контрабанда — это статья уголовного кодекса. И оценку наличия факта контрабанды должны дать следственные органы и этот факт должен быть определен в суде. Конечно, есть очень много вопросов, но я думаю, что правоохранительные органы дадут на них исчерпывающие ответы в установленные законом и уголовно-процессуальным кодексом сроки. Я не имел возможности общаться с экипажем, потому что, когда мы видели членов экипажа, они были, к сожалению, поверьте мне не в том состоянии, чтобы отвечать на вопросы о том, знали ли они, что они везут и чем это может закончиться в случае нарушения техники безопасности. Единственное, что я могу сказать, что в Черноморской акватории за последние несколько лет это третий случай, причем предыдущие случаи не были связаны с Украиной, и я думаю, что должна быть пересмотрена сама возможность определения мероприятий в связи с перевозкой подобных грузов.

35 рейсов по предварительным данным было осуществлено в прошлом году. Безусловно, что одним из вопросов изучения и со стороны МЧС, и я уверен со стороны других органов, каким образом судно вообще смогло попасть на такое близкое расстояние к городу Ялта. Фактически оно находилось на расстояние приблизительно мили. Это вопрос, который требует ответа и, поверьте мне, что представители МЧС получат исчерпывающий ответ. Я думаю, что не только представители МЧС.

Ферросилиций используется в металлургической промышленности, как добавка при производстве стали. Естественно он транспортируется, в том числе и морским транспортом, если выдерживаются все нормы и требования техники безопасности, то соответственно вопросов по безопасности транспортировки такого груза не возникает. К сожалению, мы стали свидетелями отличного случая, но хочу верить, что это уже в прошлом. В Керчи находится специализированный порт, который имеет возможность и сертифицирован для работы с подобными грузами. Представители порта Керчь действовали в рамках своей специфики и в рамках специализации, то есть, предварительно никаких претензий быть не может. Как происходило именно с этим грузом, именно этим кораблем, естественно это будет предметом расследования, но говорить о каких-либо обвинениях сегодня и предположениях было бы некорректно — должно закончиться расследование. Нас на данном этапе интересовало одно — ликвидировать малейшую угрозу, которая могла произойти в связи с теми событиями, свидетелями которых мы были.

Я думаю, что после проведения ремонтных работ специалисты определят, насколько этот груз возможен для дальнейшей транспортировки или должен быть снят с корабля. Но это уже вопрос ближайших дней и не совсем нашего профиля. Судно находится под контролем как местной власти в Крыму, так и МЧС.

Все формальности при оформлении груза были соблюдены. Насколько они были основательны, безусловно, это сейчас будет проверяться. Я прошу понять меня, сегодня обвинение прямое с моей стороны было бы некорректно.

В чем трагизм этой ситуации — если бы экипаж вовремя почувствовал немоготу, то никакой трагедии бы не было. Просто ошибочно первые симптомы были восприняты, как последствия качки. Кстати, был шторм. Когда уже поняли, что это нечто другое, двоих уже не смогли спасти. По предварительной информации, вышел из строя не только двигатель, но и не в полном объеме работала система вентиляции. А при транспортировке такого груза, как раз система вентиляции должна работать безукоризненно.

Игорь Данилов

© 2024 - 2003 Новости Крыма, крымская служба новостей