Новости Крыма - крымская служба новостей

Проект Новости Крыма, логотип ©

Ялта — город свинства?

22.01.2007

Сразу оговоримся, что заглавие материала и известный лозунг «Ялта – город счастья» – случайное совпадение

Все остальное основано на реальных событиях. В наступившем году исполняется 180 лет с момента повеления императора Николая I о присвоении Ялте статуса уездного города. Дата не маленькая. К тому же цифра 180 без остатка делится на 12. А это означает, что по времени своего городского статуса Ялта появилась под знаком свиньи. Относиться к этому можно по-разному, мы же предлагаем Читателю несколько более полную версию истории города, почерпнутую из статьи в Зеленую Книгу Украины, которая любезно предоставлена редакции Ялтинской городской организацией Партии Зеленых. Эта версия дает основание усомниться в нашем «свинском» происхождении.

История – предмет экологический

К природе мы относимся именно так, как относимся к истории края, к его культурным пластам: либо бережно храним их, либо заваливаем мусором и гордо пишем «Здесь был Вася», считая это историческое деяние началом освоения территории.

Исторические сведения об освоении территории Большой Ялты уходят в глубь веков. Стоянкам первобытных ялтинцев свыше миллиона лет. Историки утверждают, что наши дальние предки были коммунистами, вопросы решали на партийных собраниях племени и, судя по обглоданным костям, без труда пережевывали воловьи жилы.

На всей территории Б.Ялты отмечены поселения, святилища и захоронения тавров. Считается, что это племя исчезло, но многие крымские татары придерживается иной точки зрения, полагая себя его потомками. Свой след в истории оставили и древние греки. Широко известно упоминание о храме Афродиты в драме Овидия «Ифигения в Тавриде». Храм описан как монументальное сооружение с колоннами и ведущими к нему ступенями. Искали его долго, но безрезультатно. Ялтинскими археологами Новиченковыми древнее святилище в районе Гурзуфского седла действительно было найдено, и оно не единственное. Но ничего общего с описанным храмом они не имеют. Можно предположить, что подлинным храмом тавров была сама природа, и, кроме того, Артемида была не столько богиней охоты, сколько богиней девственной природы. Ее постоянными спутницами были нимфы; своя нимфа была у каждого родника и ручейка, что, вероятно, отразилось на культуре проживавших здесь народов. Так, у местных крымских татар расчищать и обустраивать родники считалось благим делом во славу Всевышнего; некоторые из таких родников уцелели и поныне. На территории Ялты сохранилось древнеримское укрепление-поселение Харакс и другие. Римляне же, по сведениям Юлиана Кулаковского и других крупных историков содействовали строительству горных укреплений, самым крупным из которых считается Мангуп Кале.
На Южном берегу Крыма имеются остатки поселений и захоронения готов. В VII веке в Партените жил епископ Иоанн Готский, прославленный в лике святых Православной Церковью. Готская епархия Константинопольской Патриархии существовала в Крыму до 1779 года. Согласно сведениям Ю. Кулаковского («Прошлое Тавриды» 1906 год), в XIV-XV веках здесь было четыре подчиненных Константинопольскому Патриарху православных епархии: Херсонская, Готская, Сугдейская в соединении с Фулльской и Боспорская. Между ними происходили споры за пограничные места, в числе которых отмечается и Ялта с окружающими ее селениями. С готским митрополитом у херсонского шел спор из-за обладания селениями «Сикита (Никита), Парфенита, Лампас, Алуста и Алания». В тех же документах помянуто под 1371 и 1384 годами о существовании на морском побережье патриаршего владения по имени Ялита, которое поручено было ведению сугдейского митрополита.
Но первое упоминание о Ялте (Джалите «в стране куманов», т. е. половцев) под 1115 года от Р.Х. отмечено у арабского ученого Аль-Идрисии. Половецкое господство подтверждено историками и археологическими находками. Таким же образом доказано присутствие аланов – предков современных осетинов.

В средние века значительная часть территории современной Большой Ялты входит в состав Мангупского княжества (Феодоро). В это время широко известно генуэзское присутствие. Борьба против него крымских готов зафиксирована как историческими источниками, так и крымскотатарской легендой «О золотой колыбели на горе Басман». Еще Мамаем финансировавшим его поход на Русь генуэзцам была предоставлена «Готия с ее селениями». Их названия перечислены в тексте договора 1380 и повторены в документах 1381 и 1387 годов. Это Фори (Форос), Кикинео (Кикинеиз), Лупико (Алупка), Мусакори (Мисхор), Орианда (Ореанда), Джалита (Ялта), Сикита (Никита), Горзувиум (Гурзуф), Пертените (Партенит), Ламбадие (Ламбат) и Луста (Алушта).
Крымские готы исповедовали православие и говорили по-немецки. Так, Рубруквис, посетивший Крым в 1253 году, поминает о готах с замечанием, что их язык - германский (ydima teutonicum). Ему вторит рыцарь Шильтберг, попавший в 1395 году в плен к туркам и возвратившийся на родину только в 1427. Венецианец Иосиф Барбаро сообщает, что его слуга-немец мог объясниться с готом, как, например, флорентинец может понять жителя Фриуля.

Вместе с мусульманами и православными в Крыму уживались иудеи (скорее всего, хазарского происхождения). Турецкий писатель Эвлия Челеби, посетивший Крым в 1666-67 гг. с удивлением описывает крепость единоверцев. «В крепости всего 1530 крытых черепицей каменной кладки прекрасных благоустроенных еврейских домов. А мусульман совсем нет. Даже комендант крепости, и стражники, и дозорные, и привратники, - все евреи. … Поистине, ни в одной стране нет такой собственно иудейской крепости».

После взятия в 1453 году Константинополя Ялта на 22 года перешла в собственность банка Святого Георгия. По данным Кулаковского, к помощи Банка Генуэзская республика прибегла, желая спасти свои черноморские владения, и в ноябре того же года «состоялась передача в его собственность всех владений Генуи на Черноморском и Азовском побережьях». В 1475 году под соединенными усилиями татар и турок пали все крымские города генуэзцев, а затем и столица княжества Феодоро Мангуп Кале. Эти территории отошли к Турции. Весь ЮБК в качестве вилайета (отдельно управляемой области) вошел в состав Оттоманкой Порты.

Но населявшие его племена бесследно не исчезли. До сих пор среди части современных нам крымских татар все еще встречается арийский готский тип сероглазых, рыжеволосых крымских татар. Есть и представители типично итальянского типа. Не далее, как в прошлом году автор этого материала поинтересовался у преподавателя КГУ Майи Решатовны Кадыровой, не было ли у нее родственников в селении Сююрташ. Оказалось, что оттуда родом ее бабушка. Дело в том, что именно в это селение в конце XV века были выселены уцелевшие в Крыму генуэзцы. Крымский хан даже разрешил им построить католический храм. Правда, спустя столетие говорили и молились они уже по-татарски, а на латыни знали только «Отче наш» и «Богородица Дева радуйся». Что интересно, ныне Майя Кадырова, естественно, мусульманка является лучшей органисткой Ялты и часто играет в католическом храме. Характерные итальянские черты имеет и ее муж, член Национального союза композиторов Украины Назим Амедов, и их дети.

Христиане греческого (православного) вероисповедания наряду с крымскими татарами составляли массу туземного населения, удержали свои южнобережную и горную территории, сохранили церковную связь и свою иерархию. Независимо от своего этнического происхождения: греки, готы, аланы (осетины), татары, русские и т.д. – они объединились в однородную массу. Некоторые источники называют их греко-татарами. Непосредственное соседство с татарами имело своим последствием объединение с ними местного христианского населения в языке. Им стал синтезированный крымскотатарский язык. Вплоть де депортации 1944 года было четыре его ветви: нагайский в степной части полуострова, татлы – в предгорной, тады – в горной и яйлы-бойлю – на Южном берегу Крыма.

Власти султана подчинялись не всегда, и это вело к карательным экспедициям. Описание одной из них дано писателем Федором Глинкой. С его слов, успешным отражением десанта, в том числе, на Южном побережье, предводительствовал молодой Богдан Хмельницкий. Независимо от явной исторической недостоверности использованных автором преданий, повесть содержит правдивый материал об исторической памяти народов Украины и Крыма. Наши предки нисколько не стеснялись упоминать, что воевали друг с другом, но более помнили о кровном родстве и сотрудничестве. Материально это подтверждается находкой вблизи поселка Гаспра относящейся к XVI веку казачьей вехи, сделанной профессором Навроцким.

В целом же, что касается русского и вообще славянского присутствия, то оно отмечается задолго до 30 июля 1774 года, когда происходила оборона Ялты от турецкого десанта. В болгарском селении Кючук-Кайнарджин уже шли мирные переговоры. Однако ночью 27 июля турецкая эскадра под командованием адмирала Хаджи-Али-Паши появилась у крымских берегов в районе Алушты.

Утром 30 июля шедшие по берегу янычары добрались до ялтинского погранпоста, расположенного на мысу Кильсе-бурун, и вступили в бой с русским гарнизоном. Подошедшая в это же время эскадра начала обстрел с моря. Под ее прикрытием в устье реки Кримасто-Неро (Водопадная) высадился турецкий десант. На Поликуровском бугре находилась батарея из двух пушек. Под командой секунд-майора с типичной для русского дворянства фамилией Салтанов находился гарнизон, состоящий из мушкетеров, канониров и казаков, общей численностью 229 человек. Помимо погранпоста, на мысе находилась мечеть и православная церковь Иоанна Златоуста. Штурм продолжался до полудня, и его удавалось отбивать пока оставались артиллерийские снаряды. Затем Салтанов принял решение взорвать пушки и прорываться в сторону Балаклавы. В штыковой атаке он погиб, а прорваться смогли всего 17 человек.

После 1774 года по Кучук-Карнайджинскому мирному договору Южный берег Крыма отходит Крымскому Ханству. В ноябре 1778 года епископом готским Игнатием и А.В. Суворовым произведено переселение крымских христиан в Приазовье, где они основали город Мариуполь, поселки Ялта, Гурзуф и другие. В это время происходит запустение Ялты. По современным данным число всех переселенцев было всего 31280 человек. Но в это число входили и армяне, поселенные затем в городе Нахичевани (современный Ростов-на-Дону). Предлогом для массового переселения стали притеснения, имевшие де место со стороны мусульман. Но Ю. Кулаковский считает, что христиане Готской епархии, равно как и их соседи, мусульмане, были недовольны депортацией. А некоторые православные, чтобы остаться в Крыму, переходили в ислам. Следы этого сохранила южнобережная крымскотатарская топонимика: Ай-Тодор (святой Федор), Мон-Тодор, Ай-Васил, Ай-Петри, Ай-Даниль и т.д.
29 сентября (по старому стилю) 1837 года в недавно отстроенном порту ждали императора Николая I. Он прибыл на яхте «Полярная звезда» и после осмотра согласился с проектом генерал-губернатора Новороссии графа Михаила Семеновича Воронцова об учреждения для удобства правления нового уезда с присвоением Ялте статуса уездного города. 23 мата следующего, 1838, года его воля была закреплена в указе Правительствующего сената. Уездному центру отвели 7 десятин земли. В то время было в нем 20 дворов, новая церковь, таможня, порт и трактир.
Бурное развитие Б.Ялты начинается с появлением здесь первых имений семейства Романовых. Культура региона связана с оставившими здесь след Александром Пушкиным, Адамом Мицкевичем, Львом Толстым, Антоном Чеховым, Лесей Украинкой, Александром Спендиаровым, Исааком Левитаном, Сергеем Рахманиновым, Федором Шаляпиным… Большой вклад в развитие города внесли архитектор Николай Краснов, земский врач и поэт Степан Руданский, философ Николай Данилевский, строитель и краевед Бертье Делагард, врачи Боткин и Дмитриев, дирижер Натан Рахлин…

Наиболее значимым историческим событием остается проходившая в Ливадийском дворце 3 – 11 февраля 1945 года Крымская (Ялтинская) конференция глав союзных государств антигитлеровской коалиции. Здесь, в частности, было принято решение о том, что Украинская ССР войдет в число соучредителей Организации Объединенных Наций, т.е. станет субъектом международного права. При любых оценках тех событий ялтинский миропорядок существовал 50 лет и удержал мир на краю ядерного апокалипсиса.

В качестве заключения по поводу «свинского» происхождения города повторим, что дата 1837 года является вполне реальной. Но это не перечеркивает ни упоминания в 1115 году Ялты Или Идриси, ни позднейших документов 1371, 1384, 1380, 1381 и 1387 годов, на которые ссылался несомненный научный авторитет Юлиан Кулаковский. А с учетом того, что в состав Большой Ялты входят Гаспра, где располагался Харакс, еще более древние селения Форос, Гурзуф и другие отмеченные документами и археологическими находками поселки, допустимо предполагать ее не менее чем двухтысячелетний возраст. Просто не надо быть свиньями по отношению к своей истории.

Михаил Кунин

© 2024 - 2003 Новости Крыма, крымская служба новостей