Новости Крыма - крымская служба новостей

Проект Новости Крыма, логотип ©

С чего начиналась Массандра?

03.11.2006

Публикуя на страницах журнала НЕДВИЖИМОСТЬ. БИЗНЕС. ОТДЫХ ЯЛТЫ фрагменты из будущей книги «Жемчужины Ялтинского амфитеатра» об удивительном ливадийско-ореандовском побережье и Ялтинском заливе, мы не забыли и о легендарной высокогорной Массандре, живописные отроги и долины которой простираются на южных прибрежных склонах Никитской яйлы от древнего Поликуровского холма до сказочного мыса Мартьян-восточной окраины ялтинского амфитеатра

Великолепная территория склонов Никитской яйлы не только в природно-эстетическом плане, но и в социально-экономическом смысле во все времена привлекала пристальное внимание и любознательных исследователей, и представителей деловых кругов любой новой власти. Летом этого года обратил внимание на уникальность Массандры и министр аграрной политики Украины Александр Баранивский, как в свое время Егор Лигачев, секретарь ЦК КПСС, пытавшийся разрушить и уничтожить главный центр украинского и крымского виноделия под видом борьбы с алкоголизмом. Министр в смутное для Верховной Рады время подписал приказ о реорганизации Национального производственно-аграрного объединения «Массандра», которое, пройдя сложный период становления рыночной экономики в стране, не занималось «аграрной политикой», а сумело сохранить свой потенциал, кадры, усовершенствовать производственную структуру объединения. Это уже страницы наших дней, но давайте по порядку: с чего начиналась Массандра? Кого она привлекала и удивляла неповторимостью своей природы? Ее холмистые склоны, из-за которых появляются солнечные лучи, наполняя всю долину Ялтинского залива жизнеутверждающим светом, и сегодня задумчиво любуются западной стороной Ялтинского амфитеатра.

Сначала была «Марсандра»

Эта удивительно живописная местность после присоединения Крыма к России всегда привлекала к себе внимание любознательных путешественников и ученых. Главной достопримечательностью массандровских горных красот в конце XVIII века считались еще сохранившиеся тогда живописные развалины греческого монастыря Святого Иоанна. Исследователям известен и первый план Южнобережья от 1797 года, составленный еще при проведении работ по межеванию новой территории крымского берега. На нем были обозначены земли разоренных деревень Массандры и Магарач между опустевшей Ялтой и Гурзуфом. Была отмечена на карте и татарская деревня Никита. С большим трудом и опасностью добирались сюда на верховых или почтовых лошадях по почтовому тракту - морская пристань в районе Ялты была в то время разрушена.

М. Броневский более подробно описывает территорию массандровских отрогов: «В четырех верстах от Ялты осматривали мы остатки греческого монастыря Св. Иоанна. Стены церкви разваливаются, все прочее обращено в кучу камней, и только в полукрышии, где был алтарь, приметно еще святых. Время и татары пощадили один лишь находящийся в преддверии храма прекрасный ключ, который столь изобилен водою, что, вырываясь из земли, бьет вверх и истекает ручьем…»

Этот источник еще в древности называли Святой Иоанн и его прозрачную воду считали святой. Во все столетия к источнику шли паломники. Здесь же стояла древняя церковь Рождества Иоанна Предтечи. В этом районе в день рождества святого организовывалась ярмарочная торговля, на которую спешили люди из многих поселений Крымского полуострова.

В середине первой половины XIX века это поселение называлось «Марсандра». Французский путешественник Монтандон, посетивший полуостров в 1834 году, в «Путеводителе путешественника по Крыму» отличал редкое местоположение Массандры: «Ее (Массандры) леса, луга, обилие воды, прекрасный водопад и бесконечное разнообразие диких ландшафтов придают ей совершенно особое очарование».

Принц, контр-адмирал и владелец поместья

Первым владельцем Массандры стал французский принц Карл Нассау-Зиген (1745-1808 гг.). В 1786 году маршал французской армии, подружившись с Потемкиным, приехал в Россию, был в свите приближенных Екатерины II во время ее путешествия по Крыму, а в 1788 году был принят на службу в чине контр-адмирала и руководил гребной флотилией на Черном море. Принц выиграл несколько военных сражений с турецким флотом и за успешное руководство в бою при штурме Очакова получил от императрицы в подарок великолепную Массандру.

Прекрасные склоны Массандры он посетил и осмотрел их единственный раз. Впечатления о своих новых владениях Карл Нассау-Зиген восторженно описал в своих письмах к супруге: «Природа здесь роскошная. Я выбрал очаровательное местечко, где построю беседку. Тут я желаю покоиться после своей кончины, чтобы навеки быть поблизости от моря, которое я люблю…» Выйдя в отставку, в 1794 году он покинул Россию, и после отъезда адмирала земли Массандры перешли в имперскую казну.

Дача «Богоданная»

В то время пустующие казенные земли раздавались помещикам для их освоения и поселения крестьян на новой российской территории. Один из типичных примеров тех времен: надворный советник (чин полковника) Матвей Никитин получил в вечное пользование и потомственное владение «порожние» земли над деревней Васильевка. Эти владения полковника были названы дачей «Случайная». В 1796 году тому же Матвею Никитину всемилостивейше было пожаловано еще 1700 десятин. На землях, расположенных рядом с дачей господина Никитина, уже ближе к морскому побережью, находились деревни Массандра, Никита и Магарач. На территории участка находились сенокосные луга, ячменные и конопляные посевы, фруктовые сады, виноградники и лесные массивы вплоть до деревни Ай-Василь и владений вице-адмирала Н.С. Мордвинова.

В конце XVIII столетия земли деревни Массандра были отделены«Богоданной». Затем земли Массандры снова переходят в казну, а в 1815 году их приобрела Софья Потоцкая, женщина с романтической судьбой. Графине очень нравились массандровские просторы, ее климатические особенности, чистый воздух, и она мечтала в «Богоданной» создать большое поселение, вроде города. Даже было уже придумано название «Софиополь», созвучное ее происхождению. После кончины красавицы гречанки дача «Богоданная» перешла по наследству ее дочери Ольге Нарышкиной, супруге генерал-адъютанта Льва Нарышкина, двоюродного брата Михаила Воронцова, владельца имения Мисхор. Еще в годы ее владения Массандрой в Нижней Массандре решили заложить парк. Его территория обустраивалась под наблюдением Карла Кебаха, главного садовника воронцовских южнобережных владений, прибывшего в Алупку в 1825 году.

Воронцовские планы

В 1828 году массандровские владения у Ольги Нарышкиной приобретает графиня Браницкая для своих внуков. В 1834 году, после учреждения во всех владениях графа Воронцова майората, право на собственность массандровских угодий было оформлено за сыном Воронцова Семеном как старшим и единственным наследником по мужской линии. Однако всеми делами ведал и распоряжался их отец, государственный и военный деятель, генерал-губернатор Новороссии и Бесарабии Михаил Семенович Воронцов.

Обустраивая алупкинское имение, граф не забывал и о других земельных владениях своих детей, расположенных с восточной стороны Ялтинского амфитеатра. В 1834 году был составлен специальный план воронцовских владений, которые занимали обширную территорию на склонах Никитской яйлы. По межевой линии у графа Воронцова значилось только в Массандре 669 десятин, удобные земли составляли площадь около 570 десятин.

В чьих руках сегодня бывшие обширные воронцовские владения и как они используется, знают не только ялтинцы и массандровские жители, но и верхние эшелоны власти, которые ведают «аграрной политикой» Украины.

Владимир Сергеев

Опубликовано в журнале Недвижимость. Бизнес. Отдых Ялты

Недвижимость Ялты

© 2024 - 2003 Новости Крыма, крымская служба новостей