Новости Крыма - крымская служба новостей

Проект Новости Крыма, логотип ©

Порыбачили

30.09.2004

В Крыму закончился период нереста азово-черноморской кефали. Природоохранные органы подводят итоги работы по пресечению браконьерства. Только в Ялте рыбинспекторы задокументировали 270 фактов нарушений правил любительского и промышленного рыболовства

Посмотреть фоторепортаж: 1 2 3 4 5 6 7

Главное успеть

— Уйдут, точно уйдут, — начальник Ялтинской инспекции рыбоохраны Игорь Скрыпник с досадой потирает лоб рукой.

— Ну кто знал, что сегодня такое движение будет, — как бы оправдывается водитель Владимир Назаренко.

Наша машина уже 10 минут безнадежно стоит в автомобильной пробке на одной из узеньких улочек Ялты. Полчаса назад поступила оперативная информация о том, что в районе одного из санаториев браконьеры вышли на лодке в море. Сигналя и поругиваясь, Владимир Назаренко, одному ему известным способом, вырывается из плотного окружения машин на оперативный простор. Еще немного, и мы уже у ворот санатория. Минутный экстрим в виде крутого спуска к пляжу и мы на месте.

Мы — это комплексная группа, состоящая из представителей рыбоохраны, госпогранслужбы, милиции и общественных инспекторов. Пока я любовался красотами осеннего моря, старший оперуполномоченный ЛОВД в порту Ялта Андрей Никоноров вместе со старшим инспектором госпогранслужбы Денисом Иванчуком обследуют причал. Мокрый акваланг и весельная лодка сиротливо лежат у эллинга. Ясно, что недавно лодка была в море. Но сетей и рыбы нет.

— Ну что вы, какое море, — театрально разводит руками мужичок с животиком, — просто достали лодку подремонтировать.

— Браконьера надо брать или в море, или когда он выходит на берег, — поясняет мне ситуацию Андрей Никоноров. — Видимо улов уже успели где-то спрятать.

Вот оно потерянное в пробках время. Ну как тут не вспомнить добрым словом забитые автомобилями улицы Ялты.

Кто ищет, тот всегда найдет. На соседнем пляже Игорь Скрыпник находит внушительную гору раковин рапана. Рядом на костре стоит закопченный котел. Мужик лет 50-ти и молодой парень проворно выковыривают вилками из раковин мясо рапана.

Не знаем, не видим, не слышим

Еще пару лет назад браконьеры действовали нагло. Средь бела дня улов обрабатывали прямо на берегу и тут же продавали в рестораны. Теперь такого не встретишь. Улов оставляют на берегу или притапливают в воде рядом с берегом. К причалу лодка или катер подходят пустые. Пытаясь уйти от ответственности браконьерство принимает все новые причудливые формы.

— Если выход в море и погружение с аквалангом запрещены, то можно составить административный протокол, — говорит старший инспектор Денис Иванчук.

С утра было штормовое предупреждение, но сейчас выход в море разрешен. Можно еще привлечь к ответственности за использование незарегистрированных аквалангов. Но так как акваланг зарегистрированный, то без рыбы или сетей привлечь браконьера сложно.

На заброшенном пляже тем временем сотрудниками рыбоохраны и транспортной милиции разбираются с владельцами раковин рапана. Ситуация стандартная. У кого взяли не знают, куда сдавать мясо не помнят. Начинается стандартная процедура оформления за незаконное приобретение живых водных ресурсов. Вместе с общественным инспектором пересчитываем раковины. Через полчаса в четырех мешках набирается 1783 раковины. Это при том, что норма вылова на человека составляет 10 штук. Ущерб за одну раковину оценен государством всего в 51 копейку. Раньше для возбуждения уголовного дела требовался ущерб свыше двух тысяч гривен. Но либерализация и демократия делают свое дело.

Пока оформляют незадачливых чистильщиков раковин, к пляжу начинают подтягиваться зеваки из числа отдыхающих. Одни жалеют браконьеров, чисто славянская черта, другие предлагают купить мясо рапана, третьи — ругают власть, мол не дают бедным людям вкусить даров моря. О том, что большинство даров моря в ялтинских кафе и ресторанах заготовлены в полной антисанитарии на пляжах, в сараях, об этом отдыхающие почему-то не задумываются.

Хрупкий баланс

На нерестовый период комплексные проверки охватывают не только побережье, но и рынки, санатории, улицы города.

— Рост выявленных фактов нарушений природоохранного законодательства свидетельсвует не только о качестве работы природоохранных служб, — считает начальник Ялтинской инспекции рыбоохраны Игорь Скрыпник. — Для эффективной борьбы нужна четкая координация различных служб и хорошее техническое оснащения.

С этим трудно не согласиться. Когда я поинтересовался у пограничника, почему браконьеров не видят с заставы, оказалось, что лодка не выходит в зону просматриваемую с наблюдательного поста. Нет в рыбинспекции быстроходного катера. Об его отсутсвии я вспомнил, перемахивая через очередной забор на пляже, чтобы вовремя успеть к месту подхода лодки к берегу. Целый час мы сидели в засаде, ожидая подхода весельной лодки. Аквалангист успел поменять три баллона. Но когда гребцы начали вытаскивать лодку, то она оказалась пустой.

— Где-то рядом притопили добычу, — сетовал Андрей Никоноров, — Но без катера уже ничего не докажешь.

— Наши сотрудники принимают самое активное участие в операциях «Нерест» и «Трал», — рассказывает начальник ЛОВД в порту Ялта Сергей Керкес. — Только за последний месяц сотрудники милиции совместно с рыбоохраной выявили девять фактов браконьерства на ялтинском и алуштинском участках. Порядка стало больше, но это не повод для самоуспокоения. Мы и дальше будем вести решительную борьбу с браконьерством. Ведь оно не только наносит ущерб живой природе, но и дает предпосылки к отравлению потребителей морепродуктов и к экономическим преступлениям.

Кабинет ялтинской рыбинспекции буквально завален изъятыми сетями различных конструкций. Инспекторы и милиционеры в ходе рейдов снимают их десятками. С одной стороны можно было бы подождать пока сети наполнятся рыбой, а потом придут браконьеры. Но с другой стороны, чем меньше сетей в море, тем больше в нем рыбы.

— Наша цель — не количество протоколов и уголовных дел, — подытоживает Игорь Скрыпник. — Сегодня мы провели в рейде весь день и хорошо, если нам удалось обезопасить море от браконьеров хоть в чем-то.

Люди должны понимать, что хрупкий баланс в природе нарушить легко, а вот восстановить его может уже и не удастся никогда.

Наши выводы: Проблема браконьерского вылова рыбы и морепродуктов на ЮБК стоит остро. Браконьеры постоянно придумывают новые лазейки и приемы для того, чтобы избежать наказания. Пока этот бизнес приносит реальный доход, картина не изменится.

Игорь Дмитриев

© 2024 - 2003 Новости Крыма, крымская служба новостей